Ребенок отправляется в первый класс, и жизнь его резко меняется - теперь он прежде всего ученик. И родители, и другие взрослые смотрят на него иначе. Еще вчера его считали сообразительным малым, а сегодня его сообразительность подвергается сомнению только потому, что ему не дается математика. Его самооценка меняется в свете школьных проблем и правил. Но роль ученика для юного человека все равно не единственная, и даже не самая главная. Он прежде всего остается личностью, со своим достоинством, со своими желаниями и потребностями, с целым букетом качеств, которые в школе постоянно подвергаются оценке и переосмыслению. Только процесс этот не так очевиден, никто, как правило, не заостряет на нем внимания. А между тем, чтобы адаптироваться в новой среде, преодолевать трудности, справляться с нагрузками, ребенку необходимо иметь высокую самооценку.
Очевидно, что каждый человек живет с определенными представлениями о том, кем он является. Это касается оценки своих физических и интеллектуальных качеств, своих чувств и эмоций, талантов и способностей. Такую комплексную систему представлений человека о самом себе английский ученый-психолог Роберт Бернс и назвал Я-концепцией. По его мнению, многократно подтвержденному исследованиями других ученых, формируется она с первых дней жизни.
Вот три основных фактора, определяющих Я-концепцию.
- Ребенок должен быть убежден, что его принимают и положительно воспринимают другие люди.
- Он должен быть уверен, что способен к тому или иному типу деятельности.
- У человека должно быть развито чувство собственной значимости.
То есть важно не только то, что собой представляет ребенок, но и то, что он думает о себе и как себя оценивает.
Поэтому до того, как ваш первоклассник переступит школьный порог, постарайтесь сделать все, чтобы его представления о себе уже были устойчиво позитивными.
Мария Барабаш
|