Не секрет, что непоседливые, энергичные и чересчур активные дети всегда неудобны и доставляют слишком много проблем. Понятно, что им достается больше замечаний и упреков. С поступлением в школу ситуация обычно усугубляется: добавляются требования педагогов, появляются двойки, возникают конфликты. Родители уверены, что с непоседами надо быть как можно строже. Но им порой и в голову не приходит, что проблема вовсе не в недостатке воспитания и не в дурном характере ребенка. Просто у него есть некоторые особенности развития, называемые медиками синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).
Что это такое и откуда берется?
В данном случае речь не идет о том, что семья и педагоги уделяют ребенку мало внимания. Это он сам, как бы ни старался, не в силах оставаться сосредоточенным, не может сидеть спокойно, испытывая постоянную потребность в активном движении. По статистике, в России детей с диагнозом СДВГ 4 — 18%, в США — 4 — 20%, Великобритании — 1 — 3%, Италии — 3 — 10%, в Австралии — 7 — 10%. Среди них мальчиков в 9 раз больше, чем девочек.
Почти 60% людей, страдавших СДВГ в детстве, сохраняют проявления этого заболевания во взрослом состоянии. Если не помочь ребенку вовремя справиться с проблемой, в дальнейшем могут возникнуть трудности не только с учебой и работой, но также с социальным и эмоциональным развитием.
Что же означает странная и пугающая медицинская аббревиатура? СДВГ — одна из форм минимально-мозговой дисфункции, то есть легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высоких этажей мозговой деятельности. Эти нарушения обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга. Они характеризуются тремя основными признаками: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
В силу несформированности некоторых структур мозг не в состоянии адекватно обработать поступающую информацию, поэтому различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Гиперактивность — это проявление утомления у детей, которые, не умея еще контролировать свое состояние и вовремя отдыхать, слишком перевозбуждаются. Дефицит активного внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Импульсивность — неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Дети с СДВГ обычно действуют не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет их психическую деятельность, мешает формированию внутреннего плана действия, не дает возможности оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Дети с СДВГ с трудом налаживают контакты с другими людьми — как с ровесниками, так и со взрослыми. Они не умеют держать дистанцию, им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.
Спровоцировать нарушение развития может огромное количество факторов: наследственность, особенности внутриутробного развития, течение родов, травмы, полученные в младенческом возрасте, заболевания первых лет жизни, сопровождавшиеся высокой температурой, приемом сильнодействующих лекарств. Большую роль играет семейная атмосфера. Очевидно, что диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания может поставить только специалист после тщательного всестороннего обследования ребенка.
В каких случаях действительно следует обеспокоиться и пойти на прием к врачу?
Признаки неблагополучия
Ребенка можно считать гиперактивным, если он:
- совершает суетливые, неловкие и беспорядочные движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- чересчур подвижен в ситуациях, когда это неприемлемо, например, на уроке или в театре;
- не может играть в «тихие» игры;
- всегда находится в движении;
- очень много говорит (следствие несформированности внутренней речи).
Ребенок импульсивен, если он:
- отвечает на вопрос, не выслушав его;
- не может дождаться своей очереди;
- вмешивается в разговоры и игры других.
У вашего ребенка можно предположить дефицит внимания, если он:
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- не слушает то, что ему говорят;
- забывчив;
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом сохраняет сосредоточенность не только в работе, но и в игре;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может сам организовать игру или деятельность;
- с трудом выполняет задания, требующие концентрации внимания;
- берется за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца.
Конечно, поводом для беспокойства становится не одиночный признак, а их совокупность (не менее десяти из списка). В дополнение в перечисленным симптомам у детей с СДВГ отмечается агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, низкая самооценка. Очевидно, что у них в жизни целый комплекс проблем. Значит, и помогать им нужно комплексно.
Это под силу родителям!
Очень важно найти квалифицированного педагога и опытного врача. Но не менее важно — разглядеть в непослушном, рассеянном непоседе личность — щедрую, доброжелательную, общительную, позитивную. И помочь малышу поверить в себя.
Ребенку с СДВГ необходим щадящий режим, без эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Хорошо, если он будет заниматься в спортивной секции, но не командными видами спорта. Не стоит также отдавать его в школу олимпийского резерва.
Старайтесь ограничить запреты (строгие «нет», «нельзя» невнимательные ребята просто не слышат), не читайте нотаций (тем более не услышат), чаще хвалите, хотя бы за попытку, за приложенное усилие. Конечно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь коротко и понятно объяснить, почему так поступать вредно или опасно. Иногда приходится несколько раз в одних и тех же выражениях повторить просьбу, не сбиваясь с нейтрального тона. Не получается уговорить — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект, задайте неожиданный вопрос, пошутите.
В конфликтной ситуации необходимо выслушать ребенка, иначе он не услышит вас. Делая замечания, не ругайте «нарушителя», а критикуйте его конкретный поступок. Отлично действуют так называемые Я-сообщения: «Мне неприятно, когда у тебя в портфеле фантики и огрызки лежат вперемешку с тетрадями и книгами». И, разумеется, не сравнивайте его с друзьями или соседскими детьми.
Старайтесь быть последовательными в своих требованиях. Частое изменение указаний, колебания настроений оказывают на импульсивных детей негативное воздействие. Если есть возможность, выделите ребенку комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. Хорошо, если там будут лежать краски, пластилин, емкости с водой, крупой — гиперактивным детям полезно работать пальчиками. А еще повесьте в дверном проеме перекладину, кольца, канат, чтобы ребенку было где полазить и покувыркаться, избавившись от излишней энергии.
Закрепите за ним определенные обязанности по дому (вынести ведро, погулять с собакой), просите, если нужно, о помощи. Старайтесь давать ему простое и конкретное задание: застели кровать, почисти зубы, собери портфель, а не абстрактное типа «собирайся в школу». И хорошо бы показать, как это задание выполнить, и подкрепить рассказ рисунком, повесив на холодильник или на шкаф смешную картинку в качестве напоминания.
По мнению психологов, работу с гиперактивным ребенком нужно строить по нескольким направлениям: снимать напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание, следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир, вместе обсуждать все проблемы и вопросы. Например, если мальчик рассматривает что-то на улице, маме обязательно надо проследить за взглядом сына, расспросить, что его заинтересовало, попросить подробно описать детали предмета, вместе их прокомментировать.
В конце дня желательно коротко напомнить ребенку о его сегодняшних достижениях, создать общими усилиями образ завтрашнего дня. С детьми постарше говорите больше о своих чувствах и чувствах других людей, о возникающих ситуациях. Если ребенок доверяет вам и знает, что вы принимаете его таким, какой он есть, он вовремя обратится к вам за помощью.
Делаем уроки вместе
Будьте готовы к тому, что в школе вам придется учиться вместе с ребенком. Не бойтесь таким образом вырастить несамостоятельного лентяя. В силу природных особенностей ваш ребенок пока не может сам справиться с заданиями педагогов, и нужно ему в этом помочь. Дело в том, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (по крайней мере, до конца начальной школы) основную роль играют домашние занятия. Придется не только выполнять их, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понял ребенок, не пропустил ли что-то важное. Полезно также рассказывать ученику заранее краткое содержание будущего урока, чтобы ему легче было включиться в классе в объяснения педагога.
Универсальное средство организации внимания — речь. Пусть ваш школьник, выполняя задание, проговаривает данную вами инструкцию вслух. Идеальный вариант — пошаговая инструкция, подробная, но не длинная. Она организует внимание маленького труженика, помогает ему спланировать свою деятельность.
Если вы видите, что, несмотря на все усилия, ребенок все же начинает отвлекаться, не делайте ему замечаний («не трогай машинку!», «положи карандаши!»), лучше создайте близкую радостную перспективу: «Сейчас допишем страничку, и пойдешь играть». Освободите труженика от второстепенной, вспомогательной работы. Сами проведите поля в тетради, отметьте точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, малыш старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и так устает от напряжения, что, найдя наконец нужную строчку, работать уже вообще не может.
Чаще переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой. Долгое сидение над одним заданием не принесет пользы — уставший ученик все равно не сможет сосредоточиться. Но стоит поговорить с ним минут 5 на посторонние темы, как силы вернутся.
Если ваш непоседа все же чем-то увлекся и работает самостоятельно, ни в коем случае не отвлекайте его. Берегите эти минуты собранности. Даже если пора есть, спать, гулять, делать уроки — все равно! Дайте ему возможность завершить начатое дело.
Если в какой-то момент школьные проблемы ребенка обострились и вам рекомендуют домашнее обучение, лучше отказаться. Для гипердинамичного ребенка полноценное развитие возможно только в общении и в коллективных играх. Он и без того-то склонен к инфантильному поведению, а, запертый в четырех стенах, быстро превратится в «странного» подростка.
Взрослея, дети с СДВГ лучше управляют своим вниманием, однако всякую работу, требующую сосредоточенности, выполняют гораздо медленнее сверстников. В старших классах они катастрофически не успевают: следить за логикой объяснений учителя, выполнять задания, записывать лекции. Подростки начинают считать себя «тупыми», хотя интеллектуальный уровень может быть достаточно высоким. Помогите ребенку понять, что это проблема темпа, а не уровня развития. Предложите ему какую-нибудь трудную задачу. Дома, в спокойной обстановке, не торопясь, он наверняка справится с ней.
По мере взросления школьника подключайте его к поискам оптимальных условий для работы. Может, лучше заниматься с утра? Вечером? В несколько приемов? До или после ужина? После прогулки? Обсуждайте варианты, просите следить за результатами экспериментов. У каждого человека есть свои пики активности. Общими усилиями вы составите индивидуальный график эффективной работы для вашего ребенка.
Постарайтесь не подкупать ребенка, как бы вам не хотелось видеть его отличником. Обещание: «Закончишь четверть без троек — куплю новый мобильник», — чревато опасными последствиями. Во-первых, дети с СДВГ плохо умеют планировать, рассчитывать усилия. Две-три неудачи — и подросток агрессивно отреагирует на семейный шантаж. К тому же он окончательно убедится, что учеба нужна только вам, а не ему, и в дальнейшем будет ждать подарков за каждый шаг.
Оборотная сторона подкупа — запугивание. Многие родители, потерпев неудачу с подарками, бросаются в другую крайность и начинают рисовать сыну (дочке) грозные перспективы на будущее: «Будешь плохо учиться – станешь дворником». Напрасно стараетесь: страх не может управлять поведением ребенка в течение долгого времени, зато низкая самооценка и высокая тревожность ему обеспечены.
Если уж говорить с импульсивным ребенком о будущем, то только о ближайшем. «Завтра контрольная по математике. Значит, пора садиться повторять». «Если хочешь вечером посмотреть сериал, принимайся за уроки, иначе не успеешь».
Конечно, контролировать учебу подростка труднее, чем делать уроки с первоклассником. Придется отменить контроль «по мелочам», чаще советоваться с ребенком, больше доверять ему. Однако вы должны быть в курсе важнейших событий. Грядет сочинение или сложная контрольная работа? Помогите подобрать литературу, составить план. Для этого нужно любой ценой сохранить связь со школой. Как бы вам ни было тяжело слушать упреки от учителей-предметников — терпите. Только так вы сможете узнать о каких-то острых моментах: перспективе быть не аттестованным, конфликтах, драках, прогулах. Не надейтесь на искренность ребенка, заранее настройтесь на то, что он может попросту обманывать вас. Главная задача родителей гипердинамичного ребенка — удержать хотя бы минимальный его интерес к процессу обучения, искру веры в собственные силы.
Диалог с учителем
Вам придется сотрудничать с педагогом и сделать его своим союзником. Далеко не каждый учитель с ходу расшифрует аббревиатуру СДВГ, расскажет, в чем специфика работы с такими детьми. Если преподаватель готов идти навстречу вашим просьбам, не стесняйтесь. Прежде всего попросите посадить невнимательного ученика на первую парту, в центре класса, напротив доски, чтобы сохранялся зрительный контакт с учителем и был шанс в случае любых затруднений сразу же обратиться за помощью.
Задания, предлагаемые на уроке, попросите писать на доске. Если предстоит выполнить большое задание, пусть педагог поможет вашему ребенку разбить его на части, и периодически контролирует ход работы, вносит коррективы.
Объясните, что ваш ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать себя. Его мозг устроен так, что время продуктивной работы — 5 — 10 минут. Затем нужно 3 — 7 минут для накопления энергии. В этот момент ученик «выпадает» и не слышит, что ему говорят. Чтобы оставаться в сознании, ему нужно постоянно двигаться — вертеть головой, перебирать что-то руками. Если голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Поэтому пусть преподаватель постарается не замечать, что ученик при выполнении задания ерзает, вскакивает с места. Получив замечание, непоседа какое-то время будет вести себя смирно, но уже не сможет сосредоточиться на работе. Тренировать дисциплинированность можно только тогда, когда задание не требует сосредоточенности.
Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой по требованию учителя. Хорошо, чтобы педагог за несколько минут до конца урока (или времени, отпущенного на какую-то работу) предупредил: «Осталось три минуты».
В первые годы учебы лучше не заставлять детей с СДВГ читать вслух незнакомые тексты. Чтецу приходится одновременно выполнять две операции: превращать буквы в звуки и вникать в смысл написанного. Для этого необходимо распределить внимание, чего такие школьники как раз и не умеют. Поэтому они кое-как озвучивают текст, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, потом не могут ни сюжет пересказать, ни на вопросы ответить.
Попросите учительницу давать вашему непоседе как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. В школьной жизни всегда нужно куда-то сбегать, что-то принести, кого-то позвать, предупредить... Главное, что привлекает гипердинамичного ребенка в школе, это возможность общения. Такие дети любят шумные мероприятия и проявляют себя в них максимально позитивно.
Регулярно спрашивайте учительницу, заметны ли уже положительные сдвиги в поведении и обучении вашего ребенка. Рано или поздно она это заметит, и тогда сразу же попросите ее сказать об этом ребенку лично. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего успехи будут только множиться.
Людмила Печатникова.
|