Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Среда, 24.04.2024, 13:33
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2008 » Апрель » 06
 

Не секрет, что непоседливые, энергичные и чересчур активные дети всегда неудобны и доставляют слишком много проблем. Понятно, что им достается больше замечаний и упреков. С поступлением в школу ситуация обычно усугубляется: добавляются требования педагогов, появляются двойки, возникают конфликты. Родители уверены, что с непоседами надо быть как можно строже. Но им порой и в голову не приходит, что проблема вовсе не в недостатке воспитания и не в дурном характере ребенка. Просто у него есть некоторые особенности развития, называемые медиками синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).

Что это такое и откуда берется?

В данном случае речь не идет о том, что семья и педагоги уделяют ребенку мало внимания. Это он сам, как бы ни старался, не в силах оставаться сосредоточенным, не может сидеть спокойно, испытывая постоянную потребность в активном движении. По статистике, в России детей с диагнозом СДВГ 4 — 18%, в США — 4 — 20%, Великобритании — 1 — 3%, Италии — 3 — 10%, в Австралии — 7 — 10%. Среди них мальчиков в 9 раз больше, чем девочек.

Почти 60% людей, страдавших СДВГ в детстве, сохраняют проявления этого заболевания во взрослом состоянии. Если не помочь ребенку вовремя справиться с проблемой, в дальнейшем могут возникнуть трудности не только с учебой и работой, но также с социальным и эмоциональным развитием.

Что же означает странная и пугающая медицинская аббревиатура? СДВГ — одна из форм минимально-мозговой дисфункции, то есть легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высоких этажей мозговой деятельности. Эти нарушения обратимые и нормализуются по мере роста и созревания мозга. Они характеризуются тремя основными признаками: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

В силу несформированности некоторых структур мозг не в состоянии адекватно обработать поступающую информацию, поэтому различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Гиперактивность — это проявление утомления у детей, которые, не умея еще контролировать свое состояние и вовремя отдыхать, слишком перевозбуждаются. Дефицит активного внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Импульсивность — неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Дети с СДВГ обычно действуют не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет их психическую деятельность, мешает формированию внутреннего плана действия, не дает возможности оперировать в уме образами, понятиями, схемами. Дети с СДВГ с трудом налаживают контакты с другими людьми — как с ровесниками, так и со взрослыми. Они не умеют держать дистанцию, им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.

Спровоцировать нарушение развития может огромное количество факторов: наследственность, особенности внутриутробного развития, течение родов, травмы, полученные в младенческом возрасте, заболевания первых лет жизни, сопровождавшиеся высокой температурой, приемом сильнодействующих лекарств. Большую роль играет семейная атмосфера. Очевидно, что диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания может поставить только специалист после тщательного всестороннего обследования ребенка.

В каких случаях действительно следует обеспокоиться и пойти на прием к врачу?

Признаки неблагополучия

Ребенка можно считать гиперактивным, если он:

  • совершает суетливые, неловкие и беспорядочные движения руками и ногами;
  • часто вскакивает со своего места;
  • чересчур подвижен в ситуациях, когда это неприемлемо, например, на уроке или в театре;
  • не может играть в «тихие» игры;
  • всегда находится в движении;
  • очень много говорит (следствие несформированности внутренней речи).

Ребенок импульсивен, если он:

  • отвечает на вопрос, не выслушав его;
  • не может дождаться своей очереди;
  • вмешивается в разговоры и игры других.

У вашего ребенка можно предположить дефицит внимания, если он:

  • часто теряет вещи;
  • часто и легко отвлекается;
  • не слушает то, что ему говорят;
  • забывчив;
  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
  • с трудом сохраняет сосредоточенность не только в работе, но и в игре;
  • не в состоянии следовать инструкциям;
  • не может сам организовать игру или деятельность;
  • с трудом выполняет задания, требующие концентрации внимания;
  • берется за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца.

Конечно, поводом для беспокойства становится не одиночный признак, а их совокупность (не менее десяти из списка). В дополнение в перечисленным симптомам у детей с СДВГ отмечается агрессивность, негативизм, упрямство, лживость, низкая самооценка. Очевидно, что у них в жизни целый комплекс проблем. Значит, и помогать им нужно комплексно.

Это под силу родителям!

Очень важно найти квалифицированного педагога и опытного врача. Но не менее важно — разглядеть в непослушном, рассеянном непоседе личность — щедрую, доброжелательную, общительную, позитивную. И помочь малышу поверить в себя.

Ребенку с СДВГ необходим щадящий режим, без эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. Хорошо, если он будет заниматься в спортивной секции, но не командными видами спорта. Не стоит также отдавать его в школу олимпийского резерва.

Старайтесь ограничить запреты (строгие «нет», «нельзя» невнимательные ребята просто не слышат), не читайте нотаций (тем более не услышат), чаще хвалите, хотя бы за попытку, за приложенное усилие. Конечно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь коротко и понятно объяснить, почему так поступать вредно или опасно. Иногда приходится несколько раз в одних и тех же выражениях повторить просьбу, не сбиваясь с нейтрального тона. Не получается уговорить — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект, задайте неожиданный вопрос, пошутите.

В конфликтной ситуации необходимо выслушать ребенка, иначе он не услышит вас. Делая замечания, не ругайте «нарушителя», а критикуйте его конкретный поступок. Отлично действуют так называемые Я-сообщения: «Мне неприятно, когда у тебя в портфеле фантики и огрызки лежат вперемешку с тетрадями и книгами». И, разумеется, не сравнивайте его с друзьями или соседскими детьми.

Старайтесь быть последовательными в своих требованиях. Частое изменение указаний, колебания настроений оказывают на импульсивных детей негативное воздействие. Если есть возможность, выделите ребенку комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. Хорошо, если там будут лежать краски, пластилин, емкости с водой, крупой — гиперактивным детям полезно работать пальчиками. А еще повесьте в дверном проеме перекладину, кольца, канат, чтобы ребенку было где полазить и покувыркаться, избавившись от излишней энергии.

Закрепите за ним определенные обязанности по дому (вынести ведро, погулять с собакой), просите, если нужно, о помощи. Старайтесь давать ему простое и конкретное задание: застели кровать, почисти зубы, собери портфель, а не абстрактное типа «собирайся в школу». И хорошо бы показать, как это задание выполнить, и подкрепить рассказ рисунком, повесив на холодильник или на шкаф смешную картинку в качестве напоминания.

По мнению психологов, работу с гиперактивным ребенком нужно строить по нескольким направлениям: снимать напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание, следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир, вместе обсуждать все проблемы и вопросы. Например, если мальчик рассматривает что-то на улице, маме обязательно надо проследить за взглядом сына, расспросить, что его заинтересовало, попросить подробно описать детали предмета, вместе их прокомментировать.

В конце дня желательно коротко напомнить ребенку о его сегодняшних достижениях, создать общими усилиями образ завтрашнего дня. С детьми постарше говорите больше о своих чувствах и чувствах других людей, о возникающих ситуациях. Если ребенок доверяет вам и знает, что вы принимаете его таким, какой он есть, он вовремя обратится к вам за помощью.

Делаем уроки вместе

Будьте готовы к тому, что в школе вам придется учиться вместе с ребенком. Не бойтесь таким образом вырастить несамостоятельного лентяя. В силу природных особенностей ваш ребенок пока не может сам справиться с заданиями педагогов, и нужно ему в этом помочь. Дело в том, что в обучении детей с СДВГ до относительной нормализации их мозговой деятельности (по крайней мере, до конца начальной школы) основную роль играют домашние занятия. Придется не только выполнять их, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понял ребенок, не пропустил ли что-то важное. Полезно также рассказывать ученику заранее краткое содержание будущего урока, чтобы ему легче было включиться в классе в объяснения педагога.

Универсальное средство организации внимания — речь. Пусть ваш школьник, выполняя задание, проговаривает данную вами инструкцию вслух. Идеальный вариант — пошаговая инструкция, подробная, но не длинная. Она организует внимание маленького труженика, помогает ему спланировать свою деятельность.

Если вы видите, что, несмотря на все усилия, ребенок все же начинает отвлекаться, не делайте ему замечаний («не трогай машинку!», «положи карандаши!»), лучше создайте близкую радостную перспективу: «Сейчас допишем страничку, и пойдешь играть». Освободите труженика от второстепенной, вспомогательной работы. Сами проведите поля в тетради, отметьте точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, малыш старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и так устает от напряжения, что, найдя наконец нужную строчку, работать уже вообще не может.

Чаще переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой. Долгое сидение над одним заданием не принесет пользы — уставший ученик все равно не сможет сосредоточиться. Но стоит поговорить с ним минут 5 на посторонние темы, как силы вернутся.

Если ваш непоседа все же чем-то увлекся и работает самостоятельно, ни в коем случае не отвлекайте его. Берегите эти минуты собранности. Даже если пора есть, спать, гулять, делать уроки — все равно! Дайте ему возможность завершить начатое дело.

Если в какой-то момент школьные проблемы ребенка обострились и вам рекомендуют домашнее обучение, лучше отказаться. Для гипердинамичного ребенка полноценное развитие возможно только в общении и в коллективных играх. Он и без того-то склонен к инфантильному поведению, а, запертый в четырех стенах, быстро превратится в «странного» подростка.

Взрослея, дети с СДВГ лучше управляют своим вниманием, однако всякую работу, требующую сосредоточенности, выполняют гораздо медленнее сверстников. В старших классах они катастрофически не успевают: следить за логикой объяснений учителя, выполнять задания, записывать лекции. Подростки начинают считать себя «тупыми», хотя интеллектуальный уровень может быть достаточно высоким. Помогите ребенку понять, что это проблема темпа, а не уровня развития. Предложите ему какую-нибудь трудную задачу. Дома, в спокойной обстановке, не торопясь, он наверняка справится с ней.

По мере взросления школьника подключайте его к поискам оптимальных условий для работы. Может, лучше заниматься с утра? Вечером? В несколько приемов? До или после ужина? После прогулки? Обсуждайте варианты, просите следить за результатами экспериментов. У каждого человека есть свои пики активности. Общими усилиями вы составите индивидуальный график эффективной работы для вашего ребенка.

Постарайтесь не подкупать ребенка, как бы вам не хотелось видеть его отличником. Обещание: «Закончишь четверть без троек — куплю новый мобильник», — чревато опасными последствиями. Во-первых, дети с СДВГ плохо умеют планировать, рассчитывать усилия. Две-три неудачи — и подросток агрессивно отреагирует на семейный шантаж. К тому же он окончательно убедится, что учеба нужна только вам, а не ему, и в дальнейшем будет ждать подарков за каждый шаг.

Оборотная сторона подкупа — запугивание. Многие родители, потерпев неудачу с подарками, бросаются в другую крайность и начинают рисовать сыну (дочке) грозные перспективы на будущее: «Будешь плохо учиться – станешь дворником». Напрасно стараетесь: страх не может управлять поведением ребенка в течение долгого времени, зато низкая самооценка и высокая тревожность ему обеспечены.

Если уж говорить с импульсивным ребенком о будущем, то только о ближайшем. «Завтра контрольная по математике. Значит, пора садиться повторять». «Если хочешь вечером посмотреть сериал, принимайся за уроки, иначе не успеешь».

Конечно, контролировать учебу подростка труднее, чем делать уроки с первоклассником. Придется отменить контроль «по мелочам», чаще советоваться с ребенком, больше доверять ему. Однако вы должны быть в курсе важнейших событий. Грядет сочинение или сложная контрольная работа? Помогите подобрать литературу, составить план. Для этого нужно любой ценой сохранить связь со школой. Как бы вам ни было тяжело слушать упреки от учителей-предметников — терпите. Только так вы сможете узнать о каких-то острых моментах: перспективе быть не аттестованным, конфликтах, драках, прогулах. Не надейтесь на искренность ребенка, заранее настройтесь на то, что он может попросту обманывать вас. Главная задача родителей гипердинамичного ребенка — удержать хотя бы минимальный его интерес к процессу обучения, искру веры в собственные силы.

Диалог с учителем

Вам придется сотрудничать с педагогом и сделать его своим союзником. Далеко не каждый учитель с ходу расшифрует аббревиатуру СДВГ, расскажет, в чем специфика работы с такими детьми. Если преподаватель готов идти навстречу вашим просьбам, не стесняйтесь. Прежде всего попросите посадить невнимательного ученика на первую парту, в центре класса, напротив доски, чтобы сохранялся зрительный контакт с учителем и был шанс в случае любых затруднений сразу же обратиться за помощью.

Задания, предлагаемые на уроке, попросите писать на доске. Если предстоит выполнить большое задание, пусть педагог поможет вашему ребенку разбить его на части, и периодически контролирует ход работы, вносит коррективы.

Объясните, что ваш ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать себя. Его мозг устроен так, что время продуктивной работы — 5 — 10 минут. Затем нужно 3 — 7 минут для накопления энергии. В этот момент ученик «выпадает» и не слышит, что ему говорят. Чтобы оставаться в сознании, ему нужно постоянно двигаться — вертеть головой, перебирать что-то руками. Если голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Поэтому пусть преподаватель постарается не замечать, что ученик при выполнении задания ерзает, вскакивает с места. Получив замечание, непоседа какое-то время будет вести себя смирно, но уже не сможет сосредоточиться на работе. Тренировать дисциплинированность можно только тогда, когда задание не требует сосредоточенности.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой по требованию учителя. Хорошо, чтобы педагог за несколько минут до конца урока (или времени, отпущенного на какую-то работу) предупредил: «Осталось три минуты».

В первые годы учебы лучше не заставлять детей с СДВГ читать вслух незнакомые тексты. Чтецу приходится одновременно выполнять две операции: превращать буквы в звуки и вникать в смысл написанного. Для этого необходимо распределить внимание, чего такие школьники как раз и не умеют. Поэтому они кое-как озвучивают текст, но абсолютно не понимают смысла прочитанного. Естественно, потом не могут ни сюжет пересказать, ни на вопросы ответить.

Попросите учительницу давать вашему непоседе как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. В школьной жизни всегда нужно куда-то сбегать, что-то принести, кого-то позвать, предупредить... Главное, что привлекает гипердинамичного ребенка в школе, это возможность общения. Такие дети любят шумные мероприятия и проявляют себя в них максимально позитивно.

Регулярно спрашивайте учительницу, заметны ли уже положительные сдвиги в поведении и обучении вашего ребенка. Рано или поздно она это заметит, и тогда сразу же попросите ее сказать об этом ребенку лично. Он в ответ начнет еще больше стараться, отчего успехи будут только множиться.

Людмила Печатникова.
Просмотров: 1653 | Добавил: Admin | Дата: 06.04.2008

 

С детьми, страдающими синдромом дефицита внимания нужно много заниматься. Но занятия должны быть непременно увлекательными и интересными, то есть игровыми. Любая игра заставляет ребенка соблюдать правила, обдумывать последовательность действий. Именно этому необходимо в первую очередь обучить детей с синдромом дефицита внимания. Перед вами — несколько игр, которые помогут постепенно справиться с проблемой.


Игры на развитие внимания

Игра в бирюльки

Бирюльки — это старинная русская игра. В одну кучу складываются всякие мелкие предметы, а потом крючком из общей кучи игрок вынимает интересующую его игрушку, не сдвинув остальные. Игра развивает не только внимание, но и мелкую моторику.

Гвалт

Один из участников игры становится водящим и выходит за дверь. Игроки выбирают какую-либо фразу или строчку известной песни. Затем каждый берет себе одно слово из загаданной фразы. Желательно, чтобы участники повторили вслух доставшиеся им слова. Входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, какая фраза была задумана. Развивается способность к концентрации, слуховое внимание.

Мельница

Игроки становятся в круг на расстоянии около 2 метров друг от друга. Один человек берет мяч и передает его другому, тот третьему… Постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним. Игру можно усложнить, если кто-то начнет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч. Ритм можно то замедлять, то ускорять.Развивается способность контролировать двигательную активность.

Найди отличие

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей (домику глазки, кошке — сапожки) и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Развивается умение концентрировать внимание на деталях, зрительное внимание.

Тишина

Предложите ребенку послушать тишину (это важно для разведчика, охотника, настоящего индейца) и сосчитать звуки, которые все же слышны. Сколько их? Какие это звуки? Игру можно усложнить, если считать звуки вне комнаты, на улице. Можно создавать специальное шумовое сопровождение: шуршать газетой, скрипеть дверцей шкафа. Развивается слуховое внимание, усидчивость.

Золушка

Ссыпьте в одну миску разноцветную фасоль. По команде начинайте разбирать ее на кучки по цвету (белую, коричневую и цветную). У кого за три минуты наберутся кучки побольше, тот и победил. Если вы дома перебираете гречку (любую крупу) перед варкой, привлеките ребенка к работе. Победителю — приз: например, вкусный десерт. Игру можно усложнить, если ссыпать в одну миску фасоль и горох, а участникам завязать глаза. Один приз самому шустрому, другой — самому внимательному, кто не перепутает горошины. Развивается умение распределять внимание.

Следопыт

Замрите перед водящим в разных позах (можно выбрать общую тему: звери, профессии). Водящий запоминает, кто как стоял, и отворачивается. В это время игроки меняются местами, изменяют позы. Водящий должен восстановить прежнюю картину. Развивается зрительная память.

Снежный ком

Выберите тему игры: города, животные, растения, имена. Первый игрок называет слово, соответствующее теме, например, слон. Второй игрок повторяет первое слово и добавляет свое, например: слон, жираф. Третий говорит: слон, жираф, крокодил. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. Остается один победитель. Можно придумывать целые истории, складывая сюжет по одному слову или по одной фразе. Развивается память, преодолевается импульсивность.

Корректор

Для начала объясните ребенку смысл непонятного слова «корректор». Очень важный человек, который следит, чтобы в хороших книжках, журналах не было ошибок и опечаток. Заманчиво попробовать себя в этой роли? Возьмите старую книгу или журнал с крупным шрифтом. Договоритесь, какая буква сегодня будет «неправильной», то есть какую букву нужно вычеркивать. Засеките время работы (не более 2 — 3 минут). Затем проверьте, как выполнено задание. Если безошибочно, корректору полагается премия (например, конфетка, наклейка). Если же корректор допустил ошибку (пропустил запретную букву или вычеркнул разрешенную), не огорчайтесь. За каждую ошибку потребуйте смешной штраф: мяуканье или кукареканье, скаканье на одной ножке. В эту игру важно играть систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным, к примеру, повысить грамотность ребенка. Игру постепенно следует усложнять. Во-первых, предложите корректору вычеркивать не одну букву, а две или три, причем разными способами. Скажем, букву «М» вычеркивать, букву «С» подчеркивать, а «И» обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать корректора. Шуршите, рассказывайте анекдоты, роняйте предметы. Время от времени меняйтесь с ребенком ролями: вы работаете, а ребенок — шумит. Кстати, еще неизвестно, кто сделает больше ошибок.

Зеркало

Ребенок должен повторить за вами ряд движений. Он ваше зеркало. Потом поменяйтесь ролями. Можно сыграть в кривое зеркало. Вы демонстрируете движение, а ребенок как бы переворачивает его наизнанку. Вы поднимаете руки — ребенок опускает их, вы подпрыгиваете — он приседает, вы вытягиваете ногу вперед — он отводит ее назад. Здесь от игрока требуется не только желание перечить оппоненту, но и умение быстро мыслить, подбирать противоположное движение. Обсудите, что такое противоположность: отличие в направлении, в скорости. Можно играть и словами. Вы говорите «теплый» — ребенок отвечает «холодный».

Шерлок Холмс

Разложите на столе, на диване несколько предметов и прикройте их платком. По команде приоткройте предметы на 10 секунд, снова закройте их и предложите ребенку перечислить все, что он запомнил. Усложните игру, попросив назвать предметы в той последовательности, в какой они лежали. Затем поменяйте местами два любых предмета (или уберите один), снова откройте весь набор на 10 секунд. Пусть юный сыщик скажет, что изменилось. Игру можно разнообразить бесконечно. Например, расспрашивать о деталях: цвет предмета, размер, особенности формы.

Или взять одну маленькую игрушку и предложить ребенку найти ее в комнате. Ребенок на минуту выходит за дверь, а вы ставите выбранный предмет на виду, но так, чтобы он не бросался в глаза.

Каждой руке — свое дело

Пусть ребенок левой рукой медленно перелистывает в течение одной минуты книгу с картинками, запоминая их, а правой чертит геометрические фигуры на листочке. Можно предложить называть цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносим 1 — пишем 20. Так ребенок учится распределять внимание.

Дрессированная муха

Возьмите лист бумаги, начертите квадрат из 16 клеток (четыре по вертикали и четыре по горизонтали). Мухой будет пуговка (или маленькая игрушка). Поместите эту «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представлять себе мысленно эти передвижения. После нескольких ваших приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз) ребенок показывает то место, где должна оказаться хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, «повелителем мух» становится ребенок.

Царевна-Несмеяна или невозмутимый Джо

Задача водящего сохранять неподвижность и невозмутимое выражение лица, в то время, как все вокруг стараются его рассмешить, вывести из себя. Можно рассказывать анекдоты, корчить рожи, ронять предметы — только трогать водящего нельзя. Смена ролей происходит либо когда водящий рассмеется, вздрогнет, либо когда условленное время закончится, к примеру, 2 минуты. В конце можно взять интервью у игроков, расспросить, как им удавалось сохранять спокойствие в такой сложной обстановке.

Волшебное число

С этой игрой справятся дети, умеющие хорошо считать и делить в уме. Игроки считают по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок просто называет число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. Нужно крикнуть какое-нибудь волшебное заклинание (например, «абракадабра») и перекинуть мяч следующему человеку. Сложно не сбиться со счета, продолжая четко называть числа даже после того, как предыдущий игрок выкрикнул что-то невнятное.

Пишущая машинка

В эту игру имеет смысл играть, если у вас в доме собралось несколько детей, умеющих читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки и «напечатают» простенькое предложение, строчку из песни, называя свою букву в нужный момент. Нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибиться в выборе буквы и не пропустить очередь! Когда «печатаемое» слово заканчивается, все «клавиши» должны встать. Когда нужна запятая, все топают ногой, точку в конце предложения обозначают хлопком в ладоши. Клавиши, которые неверно печатают (дети, допустившие по три ошибки), отправляются в мастерскую, то есть выходят из игры. Остальные объявляются победителями.

Делай, как я! 

Нужна пара игроков. Сначала у каждого по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию и на пару секунд показывает ее партнеру. Тот должен из своих спичек выложить точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. Количество спичек постепенно увеличивается до 12 — 15. Параллельно возрастает объем внимания.


Буквенные игры

Игры с буквами очень полезны, они часто попадаются в детских и взрослых журналах: найти в одном слове другое (в слове смех — мех, в ириске — рис), заменить букву, чтобы получилось другое слово (из пилы сделать силы). Берите с собой такие журналы в дорогу.

Три желания

Ребенок замирает в какой-нибудь удобной позе. Он должен выслушать и запомнить три ваших желания, а потом по команде быстро все выполнить, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Начинайте с простых заданий, например: хлопни в ладоши три раза — назови какую-нибудь мебель — встань рядом с чем-либо деревянным. Постепенно желания усложняются: подпрыгни столько раз, сколько тебе лет — напиши на листочке название водоплавающей птицы — встань рядом с предметом, который начинается на букву «С». Конечно, ребенок тоже имеет право загадывать желания. Пусть покомандует вами.


Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения

Ласковые лапки

Подберите 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, стеклянный флакон, бусы, вата. Ребенок закатывает рукава и закрывает глаза. Вы прикасаетесь к его руке разными предметами, а ребенок угадывает, какими именно. Конечно, прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. После серии верных ответов поменяйтесь с ребенком местами. Игра помогает снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения.

Крокодил

Название игры никак не связано с ее содержанием. Задача игрока изобразить без слов, мимикой, жестами, пантомимой, различные предметы, действия с ними (например, тающее мороженое, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан) или целые предложения («с камушка на камушек прыгает воробушек»). Партнеры должны догадаться, о чем идет речь. Они имеют право задавать вопросы, на которые игрок отвечает молча: кивает или качает головой, пожимает плечами. Ребенок получает разнообразные эмоциональные ощущения, развивается его воображение.

Солдат и тряпичная кукла

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Пусть ребенок представит, что он солдат: вытянулся в струнку и замер. Затем произнесите другую команду: тряпичная кукла. Маленький актер максимально расслабляется: слегка наклоняется вперед, чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты, тело мягкое, податливое. Затем игрок снова становится солдатом и так далее.

Другой вариант — сдутый и накачанный мяч. Встаньте напротив друг друга. «Сдутый мяч» стоит с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть старается выглядеть как не надутая оболочка мяча). Второй игрок тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накачанным. Вот у «мяча» уже щеки надуты, руки с напряжением вытянуты в стороны. Владелец насоса осматривает свою работу. Да, он явно перестарался, теперь придется сдувать мяч. Изображается выдергивание шланга насоса. «Мяч» должен сдуться, вплоть до падения на пол. Чтобы показать ребенку, как играть, сначала предложите ему побыть в роли насоса, а сами станьте мячом. Заодно сами расслабитесь.
Заканчивается такая игра всегда на стадии расслабления.

Игры, развивающие навыки волевой регуляции

Да и нет

Старинную игру в «да и нет» любили еще наши бабушки.

Да и нет — не говорите,
Черного и белого — не берите.
Вы поедете на бал?

Теперь нужно задавать всякие вопросы водящему, стараясь его запутать, отвлечь. Он отвечает, не произнося запретных слов. Как оговорился — смена ролей. Не только вы должны «ловить» ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей — по дороге в школу, стирая белье, закупая продукты в супермаркете.

Мишки и шишки

По полу рассыпаны шишки (кубики, клубки, катушки, мячи). Игроки собирают их лапами игрушечных мишек, которые есть почти в каждом доме. Выигрывает тот, кто соберет больше. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но повернутые тыльной стороной ладони. Тренируется выдержка, умение контролировать свою импульсивность.

Говори!

Договоритесь, что будете задавать ребенку всякие вопросы. Но отвечать он сможет только после произнесения ключевого слова: Говори!
— Какое сейчас время года?
Молчание.
— Говори!
— Весна.

Вместо ключевого слова можно использовать жест: сложенные на груди руки или почесывание затылка. Помимо развития умения контролировать себя игра помогает вам лучше понять и узнать своего ребенка, если вы спрашиваете его об интересах, увлечениях, суждениях. Можно еще и домашнее задание повторить, если задать вопрос из учебника.

Замри

Эта игра помогает ребенку преодолеть двигательный автоматизм, проконтролировать свои действия. Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок прыгает, кружится, танцует. Музыка остановилась — игрок замер на месте в той позе, в которой его застала тишина. Отличное развлечение на детском празднике. Дети часто стесняются танцевать в гостях, а в игре им легче раскрепоститься. Можно внести соревновательный мотив: кто не успел застыть после окончания музыки, выбывает из игры.

Молчу — шепчу — кричу

Гиперактивным детям трудно регулировать громкость своей речи — они часто говорят на повышенных тонах. В игре участники выбирают одно из трех действий (молчание — крик — шепот), ориентируясь на условный знак, который подает ведущий. Например, если палец приложен к губам, то все говорят шепотом и передвигаются очень медленно. Если ведущий положил руки под голову, как во время сна, следует замолчать и замереть на месте. А когда руки подняты вверх, можно разговаривать громко, кричать и бегать. Игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу».


Игры на общение

Сиамские близнецы

Два игрока становятся рядом, плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, правая нога одного находится рядом с левой другого. Это сиамские близнецы, которые все делают вместе: ходят по комнате, ложатся, встают, рисуют, прыгают, хлопают в ладоши. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить веревочкой, лентой. Связать можно и руки, оставив свободными кисти, чтобы игроки рисовали, переносили предметы с места на место. Обсудите с «близнецами», трудно ли им было действовать вместе, понравилось ли им это. Можно в конце намекнуть на ошибки в сотрудничестве.

Чужими глазами

Одному игроку завязывают глаза, он будет художником. Второй становится его глазами. Проводить линии на рисунке имеет право только художник. Но управлять его движениями с помощью слов будет «зрячий» партнер. Дотрагиваться до «мастера» ему запрещается. Одному придется быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второму — четко выражать свои мысли, контролировать свои действия, ничего не дорисовывая за партнера, даже если тот что-то делает неправильно. После смены ролей стоит поделиться впечатлениями, кому какая роль далась легче.

Головомяч

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. Привычная для него импульсивность делу не поможет. Лучше, если партнером для него станет сверстник. Во-первых, именно со сверстниками ребенку необходимо научиться ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания не очень удобно. Итак, игроки стоят на «старте» (карандаш, лежащий на полу). Их задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь только двумя пальцами на двоих, они должны поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Другой вариант — листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Мягкую игрушку несем, пользуясь исключительно ушами и щеками. Напоследок задание сложнее — нужно донести мяч, с помощью только головы (в прямом и переносном смысле).

Сороконожка

Игра для детского праздника. Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача — не разорвать цепочку.

Чтобы все эти игры действительно принесли пользу, нужно соблюдать всего лишь два правила.
Первое: играть систематически. Для этого не обязательно выделять специальное время. Можно играть по дороге в школу или в детский сад, в транспорте, на прогулке, пока моете посуду, стираете, накрываете на стол.
Второе: играть с удовольствием, не обижая и не унижая ребенка, создавая для него ситуацию успеха, позволяя пережить чувство победы.

Людмила Печатникова

Просмотров: 1975 | Добавил: Admin | Дата: 06.04.2008

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz