Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 28.04.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2007 » Октябрь » 12

Еще недавно вы вели своего ребенка в первый класс. И не успели оглянуться – а он уже в пятом. Начинается новый этап и для него, и для вас – средняя школа. И вроде не должно быть никаких проблем. Считается, что пятикласснику адаптироваться намного легче, чем первокласснику. Но жизнь опровергает этот миф. Часто бывает, что в начальной школе у ребенка все складывается благополучно. А переходит в среднюю – и становится буквально неузнаваем. Родители недоумевают: повзрослел ведь, а значит, должен стать более активным и самостоятельным. А что на деле? Безответственный, невнимательный, учится слабо, ведет себя плохо. Не спешите паниковать и не наседайте на ребенка. Ему и самому в этот период очень тяжело.

Другой уклад – другие требования

Прежде всего в средней школе принципиально меняется система обучения: появляется много разных предметов и педагогов. Если в начальной все занятия ведет один учитель, который хорошо знает детей и уделяет достаточно много внимания их индивидуальным особенностям, то педагоги основной школы работают с детьми разных возрастных групп и встречаются с ними, как правило, два-три раза в неделю. С одними и теми же требованиями учитель зачастую идет и к старшеклассникам, и к младшим подросткам. Между тем физиологические и психологические особенности у детей этих возрастов очень разные. Но многие ли педагоги готовы это учитывать и сходу переключаться с одной аудитории на другую? Не говоря уже об учете индивидуальных особенностей: на первых порах, пока учитель мало знает новеньких, это вообще невозможно. А ребенок ждет привычного – заботливого и внимательного – отношения и, не встретив его, теряется.

Стоит учесть, что незнакомых преподавателей не один, а несколько. Урок и взаимодействие с ними – это ощутимые различия в темпе речи, характере объяснения, системе требований. И если у ребенка пять или шесть уроков в день, то столько же раз ему придется приспосабливаться к педагогу. Это очень сложная задача. Порой на то, чтобы справиться с нею, может уйти весь год.

Кроме того, сильно меняется подача материала. Он становится более объемным и требует других усилий для усвоения. Если в начальной школе могла выручить память – зазубрил и можешь быть спокойным, то в средней на этом уже не выедешь. И если ребенок был не приучен работать с текстом – выделять главное, размышлять, то все его проблемы только усугубятся, и пройдет немало времени, пока он всему этому научится (это при самом благоприятном раскладе). Но даже если он все это умел, то все равно поначалу, оказавшись в новых условиях, может осторожничать и не сразу проявит себя.

Ну и, конечно, с первых же дней ребенок испытывает очень большую нагрузку. С годами объем и интенсивность учебных заданий и темп работы на уроках только растут. Специалисты отмечают, что у школьника любого возраста сегодня нет возможности остановиться, оглянуться, расслабиться, поразмышлять – что же с ним происходит. А в экстремальных ситуациях, к которым, несомненно, относится и переход из начальной школы в среднюю, это еще больше делает ребенка беспомощным и уязвимым.

Как примут в новом коллективе?

Заметим, что ребенок очень часто попадает еще и в новый детский коллектив. Времена, когда весь третий класс автоматически становился четвертым, и можно было в одном окружении провести все десять школьных лет, давно прошли. Сегодня пятые классы часто формируются «с нуля». Да и нередко сами родители на этом этапе переводят детей в другие – более сильные или престижные – школы. А это значит новые сверстники, новые ситуации, новые варианты общения. Тут уж не избежать психологических проблем. Пока еще дети притрутся друг к другу!

По словам специалистов, адаптация в новом коллективе в пятом классе у многих происходит сложнее, чем в первом. Первоклассник приходит в школу с горячим желанием учиться. У него чаще всего еще нет опыта неудач при общении со сверстниками. А на пятиклассников этот опыт – конфликты, выяснения отношений, испытания на себе детской жестокости, насмешек, тем более если есть какие-то проблемы – уже давит. То же самое, кстати, касается и учебы. Ребенок без опыта неудач, оказавшийся в сложной ситуации, готов бороться, добиваться своего. А тот, кто уже ощутил – что такое неудача и чем ему это грозит, часто страдает, как говорят психологи, обученной беспомощностью. Даже имея шанс перебороть неудачу, он боится, тревожится, и это останавливает его.

Ну и, конечно, к пятому классу дети уже не так доверчивы и открыты, как в младшем возрасте. Это, к сожалению, тоже издержки опыта. Неудивительно, что новый коллектив у многих вызывает чувство тревоги, страха, настороженности, что мешает общению и затрудняет новые контакты.

А теперь выйдем за пределы класса. Кругом – сплошные незнакомые лица, и все старше тебя и выше как минимум на голову. Еще несколько месяцев назад третьеклассник был самым старшим в начальной школе, а теперь он снова самый маленький и самый бесправный. Осознание этого факта, конечно, не прибавляет уверенности.

Под натиском физиологической бури

Не стоит забывать, что все эти трудности развиваются на фоне полового созревания – начинается серьезная гормональная перестройка в организме. Специалисты называют ее физиологической бурей. Меняются эндокринная, сердечно-сосудистая системы, системы дыхания, функционирования мозга. Кроме того, нервная система в этот период крайне неустойчива – ребенок чрезмерно возбудим, тревожен, у него обостряются буквально все чувства.

«Именно в это время снижаются показатели памяти, внимания, организации деятельности, – поясняет Марьяна Михайловна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования. – Ребенок хуже контролирует себя, свои эмоции, свою деятельность. С одной стороны, он становится старше, и от него, конечно, ждут большего. Но физиологически он, наоборот, теряет те достижения, которые у него уже были в предыдущий год. Это очень огорчает и часто раздражает взрослых. «Ты уже большой, – говорят ему, – в прошлом году ты быстро учил стихотворения, а сейчас ничего не запоминаешь, значит, не хочешь!» А на самом деле он просто не может! Это критический период развития ребенка, биологическая перестройка и физиологическая буря в организме совпадают с совершенно новыми условиями и требованиями обучения. И если мы не поймем, что ребенку сложно – психологически, физиологически – в общении со сверстниками, взрослыми, если не поддержим его, не дадим ему основания убедиться в том, что мы в него верим, то он может потерять уверенность в своих силах».

В тесном контакте и спокойствии

Очевидно, что именно в это время у ребенка начинается так пугающий многих родителей подростковый период. Правда, пока это лишь цветочки. Дойдет ли до ягодок, во многом зависит от родителей. Мнение взрослого на этом этапе развития уже становится для ребенка менее значимым, чем мнение сверстников. Он понимает, что не очень-то зависим от взрослых. И при любом удобном случае пытается отстоять свою позицию, пусть даже и неправильную – ведь это так важно для него сейчас. А многие родители считают, что он просто действует им назло. Самый правильный путь – не давать власти амбициям, а сосредоточиться на доверительных отношениях и откровенных разговорах.

«Очень важно научиться вынимать из ребенка «занозу» – ту проблему, которая его тревожит. Ведь сам он не придет и не скажет, что его угнетает. Нужно суметь создать ситуацию, когда он захочет рассказать, – считает Марьяна Безруких. – И ребенок должен быть уверен, что вы не будете его ругать, стыдить, наказывать, чего-то лишать. Иначе от него не дождешься откровений. А не зная проблемы, решить ее невозможно. Но ребенок не может долго жить один на один с ней. Младший школьник, может быть, поплачет, пожалуется бабушке, или, забыв, что мама за это уже ругала однажды, пожалуется ей и во второй раз. А подросток не будет испытывать судьбу дважды: в первый раз не поняли, во второй ни за что не придет. Но боль-то свою нужно будет выплеснуть обязательно. Потеряв надежду найти понимание у взрослого, он обратится за поддержкой к сверстникам. Но сверстники и общение с ними могут быть очень разными. И часто в таких случаях подросток уходит от собственных неудач на улицу».

Принято считать, что самый сложный возраст – это 14–15 лет. На самом деле, период 10–11 лет еще сложнее. И если ребенок с помощью взрослых благополучно проходит этот этап, то, скорее всего, позже серьезных проблем уже не будет.

Все перемелется

Сложный для ребенка этап перехода из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить. Конечно, совсем избавиться от проблем адаптации не удастся, слишком много объективных и субъективных причин эту адаптацию сопровождают. Психологи считают, что при благоприятном раскладе на привыкание к новым условиям уйдет примерно полгода. А к концу пятого класса преграда может быть полностью преодолена. Но это при условии, если ребенок будет делать это не в одиночку. Как вы можете ему помочь?

Вот советы, которые дает вам Марьяна Михайловна Безруких:

  • Внимательно наблюдайте за ребенком. Насторожить должно то, что возникает внезапно и не свойственно его привычному поведению. Это первый признак: что-то неблагополучно. Например, ребенок всегда был медлительным, спокойным, не очень разговорчивым, и вдруг стал возбужденным, чрезмерно говорливым, агрессивным. Это должно насторожить. То же самое в отношении активного, быстрого, готового обо всем рассказать, всем поделиться ребенка – если он неожиданно замолк, стал тихим и чересчур спокойным. Или, допустим, спал ребенок хорошо и вдруг ни с того ни с сего крутится во сне, просыпается ночью, говорит, что снятся страшные сны.
  • Постарайтесь понять, что произошло, осторожно и аккуратно поговорив с ребенком. Возможно, причина не лежит на поверхности и ее придется поискать наводящими вопросами. Главное – не спрашивайте в лоб. Следите, чтобы ваши тон и состояние были спокойными, доброжелательными, ровными. Не говорите с раздражением и неудовольствием, не повышайте голос, иначе ребенок замкнется, и вы вообще ничего от него не добьетесь.
  • Стройте свои отношения с ребенком так, чтобы он вас не боялся. Тогда он не будет хитрить, обманывать и скрывать от вас неприятные события. Чаще всего он делает это из страха, а не потому, что лживый или недобросовестный.
  • Будьте готовы к тому, что поначалу успеваемость ребенка может стать хуже. Не стоит тревожиться по этому поводу. Постепенно, когда он привыкнет к новой жизни, все станет на свои места. Если это долгое время не происходит, постарайтесь выяснить, в чем причина. И попытайтесь вместе с ребенком ее устранить. Не можете справиться сами, призовите на помощь других. Но только не говорите ребенку, что это только его забота.
  • Не шантажируйте ребенка и не играйте на его чувствах. Есть дети, которые боятся огорчить родителей, а мамы пользуются этим, все время говоря, например, что от плохих отметок сына или дочери у нее начинает болеть голова или сердце.
  • Помогите ребенку поискать любимое дело, которое у него в этом возрасте обязательно должно быть помимо учебы. Это может быть драмкружок, моделирование, пение, танцы, компьютер или что-то еще. Дайте ему возможность попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы разобраться в своих настоящих интересах и увлечениях.
  • Обязательно установите контакт с педагогами. Порой сами родители, без помощи учителя, решить возникшую проблему просто не смогут. Ищите в них не противников, а союзников.
  • Составьте для ребенка подробную схему школьного здания – на каком этаже и в каком крыле находятся кабинеты, в которых у него будут занятия. Поначалу его могут испугать эти лабиринты. Ваша схема поможет ему быстрее сориентироваться и привыкнуть к новому зданию.

Елена Лосевская

Просмотров: 1093 | Добавил: Admin | Дата: 12.10.2007 | Комментарии (0)

Мы воспринимаем его по-разному

У взрослых и детей время течет... с разной скоростью. «Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого, – поясняет психофизиолог Татьяна Цехмистренко. – С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее». Кроме того, для многих детей лет до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог, автор операциональной концепции интеллекта человека Жан Пиаже (Jean Piaget) утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.

Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, – рыдала девочка. – Не хочу до ночи работать, как вы!» А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»
Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.

Почувствовать ход времени

Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.
«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, – признается Катя, мама двухлетней дочки. – Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп».

Учение не терпит суеты

Главная ошибка взрослых – недоверие к естественному желанию ребенка познавать мир, стремление как можно быстрее научить его читать, писать, считать и мыслить по-взрослому. Альтернативу традиционному подходу предлагает вальдорфская педагогика. Ее сторонники не поощряют раннее обучение, они уверены: не следует торопить события и принуждать детей усваивать знания до того, как они смогут их логически осмыслить. Так, в вальдорфских школах 7–8-летние дети только начинают знакомиться с алфавитом, тогда как в обычных учебных заведениях от первоклашек уже на момент поступления требуют знания букв. В подходе вальдорфцев к воспитанию и обучению есть спорные моменты, однако очевидно одно: дети, обучающиеся по вальдорфской системе, страдают от перегрузок значительно реже, чем их сверстники из традиционных садов и школ.

Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько – чтобы созрели помидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», – поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.

Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно – так время становится для них реальным. «Завтра» – это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.

Осознать, что происходит

«Зачем я делаю то, что делаю?» – ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный график, в котором практически все мы живем. Многим знакома эта сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю – быть может, первую и последнюю за день – и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться непросто. Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, и мама раздражается еще больше.
«Каждый процесс можно разделить на три этапа, – поясняет психотерапевт Наталья Кедрова. – Сначала мы ориентируемся в ситуации, потом начинаем двигаться к цели и наконец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отношениях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зачастую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг».

Все мы, а дети особенно, не любим совершать действия, смысла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного постоянно подчиняться никак не аргументированным требованиям взрослых, время – непостижимое и почти всегда враждебное – становится источником постоянной тревоги. И самый простой способ избавиться от нее – механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть. «Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчиняться обстоятельствам и даже не пытается планировать свое будущее: все равно оно зависит не от него, – продолжает Наталья Кедрова. – Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с трудом сможет принимать самостоятельные решения».

Пусть выбирает сам

Дети меньше устают и лучше переносят нагрузки, когда занимаются тем, что им нравится, что их интересует. Хотя чаще всего (особенно если речь о дошкольнике или младшем школьнике) занятия для них выбирают родители. «Взрослые не очень доверяют желаниям своих детей, – говорит детский психотерапевт Марина Бэбик. – Это недоверие – результат установки, которая в нас очень сильна: взрослый знает лучше, что надо ребенку». Попробовать дождаться, когда ребенок сам проявит инициативу и попросит записать его в спортивную секцию или студию рисования? «Такая стратегия может быть вполне успешной, – считает Марина Бэбик. – Правда, есть один нюанс: у ребенка должен быть выбор. Активно обсуждайте с ним его мечты и желания, рассказывайте ему о своих. Ходите с детьми на концерты, выставки, берите их с собой на спортивные занятия и в книжные магазины – одним словом, делитесь с ними тем, что вам самим очень нравится, что вас интересует».

Помогать, но не критиковать

Мы хотим, чтобы дети успевали многое – для их собственного блага, разумеется: таким образом мы готовим их к той жесткой конкуренции и предельной загруженности, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни. Дети же будто нарочно тормозят в самых простых делах: часами собираются на прогулку, бесконечно сидят за уроками... Что это – результат детской неорганизованности? Психофизиолог Татьяна Цехмистренко объясняет: «Дети обретают способность самостоятельно планировать свое время не раньше девяти лет – лишь к этому моменту у них начинают созревать зоны мозга, ответственные за волевую регуляцию деятельности. А до этого им в самом деле трудно держать в голове, что и в каком порядке они должны сделать. Многие и в 12 лет по-прежнему нуждаются в нашей помощи». Сын опять забыл покормить кошку? Заведите дома пробковую или магнитную доску для объявлений, вместе напишите список ежедневных дел. Пусть он вспоминает о своих обязанностях, посматривая на доску, а не после того, как его снова пристыдят.

Общаться, чтобы познать

Ребенку очень важно чувствовать, что родители участвуют в его жизни и относятся к его мнению с уважением и интересом. Именно поэтому язык безоговорочных директив для общения с ребенком не годится: родитель, изъясняющийся сплошными императивами и избегающий диалога, рискует не быть услышанным. Татьяна Цехмистренко уверена: «Требуя от родителей общения, дети бессознательно заботятся о своем развитии. Ребенку необходим этот непрерывный диалог, чтобы выстроить гармоничные отношения с реальностью, в том числе и со временем».

Особенно остро необходимость в общении дети чувствуют, вступая в подростковый возраст. И эта повышенная потребность в контакте может создавать дополнительные проблемы. Родители подростков часто жалуются: «Он слоняется без дела, ничто его не занимает. Он впустую тратит свое время». Что происходит в этот момент? «Вопреки расхожему мнению, скука возникает не от безделья. Она появляется тогда, когда ни одно из возможных занятий не удовлетворяет главной на текущий момент потребности человека, – поясняет Татьяна Цехмистренко. – Базовая потребность подростка – это общение. И наступает момент, когда любимые дела перестают радовать его – просто потому, что гораздо больше ему сейчас хочется «пустой болтовни» со сверстниками».

Более того, если родители найдут хотя бы двадцать минут в день для разговоров со своим ребенком-подростком, тот откликнется с благодарностью. Его время наполнится смыслом, и, возможно, к нему не только вернутся прежние увлечения, но и появятся новые.

Игра и терапия

Как быть, если сын или дочь не в ладу со временем? Решить проблему помогает недирективная игровая терапия. Этот метод разработала американский психотерапевт Вирждиния Экслайн (Virginia Axline) в конце 40-х годов прошлого века. Играя, ребенок лучше понимает свои чувства, учится общаться, в том числе и со временем. Занятия проходят в игровой комнате, индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: куклы, машинки, маски, стол для игры с водой и песком и т. д. Ребенок играет при ненавязчивом участии терапевта-психолога, который, наблюдая, выявляет возможные причины проблем и помогает ребенку справиться с ними.

Разрешить себе ничего не делать

Невозможно эффективно использовать свое время, если пренебрегать естественными паузами, предусмотренными природой: за вдохом следует выдох, после шторма наступает штиль. Но избыток свободного времени у ребенка многим родителям кажется опасным: «Если он (она) будет слоняться без дела, начнутся проблемы: перестанет учиться, попадет в дурную компанию, отвыкнет работать…» Боясь «лишней» свободы, мы заставляем детей жить в жестком режиме, где нет места свободному дыханию. «Если у ребенка жизнь расписана по минутам, у него не остается и получаса в день на внутренний диалог с самим собой, – говорит Дмитрий Колесов. – А именно в нем и развивается личность человека: он учится осознавать свои желания, выясняет свои приоритеты, выстраивает свою систему ценностей». Константин Сумнительный добавляет: «Конечно, мы все довольно жестко встроены в расписание, это наша реальность, и ее не отменить. Но расписание все же не догма, а лишь канва для рисунка жизни. Иногда не торопясь пройтись по парку гораздо важнее с точки зрения развития души, чем занятие по кунфу или даже урок музыки».
Мы не хотим, чтобы жизнь детей превратилась в бесконечную гонку с препятствиями. Поэтому так важно научить их наслаждаться передышками и ощущать внутреннюю свободу. Попробуйте проявить немного гибкости: разрешите им иногда пропустить уроки в школе или занятие в секции. Детям, как и нам самим, необходимо время для созерцания и общения, причем не только с родителями и друзьями, но и с самими собой

Вита Малыгина

Просмотров: 1478 | Добавил: Admin | Дата: 12.10.2007 | Комментарии (0)

Сколиоз – один из самых неприятных ортопедических недугов. Но только у одних ребятишек – им, можно сказать, до поры до времени повезло – деформация спины не столь заметна и лишь в зрелые годы дает о себе знать остеохондрозом. А у других болезнь начинает стремительно прогрессировать уже с первого класса школы, искривляя и скручивая позвоночник, уродуя осанку.
 
К сожалению, избавиться от сколиоза окончательно невозможно, поскольку чаще всего это генетически обусловленный недуг, который выражается в слабости соединительной ткани. Но если вовремя заметить заболевание и своевременно начать лечение, серьезных проблем с позвоночником можно избежать, считает ортопед М. А. Еремушкин.

Диагностика у зеркала

Сколиоз портит осанку и скручивает позвоночникВзгляните, как держит ваш ребенок спину (вялая или крепкая у него осанка?), как он сидит за столом. Понаблюдайте, на одном ли уровне правое и левое плечо. Посмотрите на ребенка со спины, когда он стоит: одинаковы ли правый и левый «треугольники» (пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками). Попросите ребенка медленно нагнуться вперед с опущенными вниз руками и понаблюдайте сзади – не выпирает ли одна из лопаток, не формируется ли реберный горб. Если вы сомневаетесь (особенно при незначительном искривлении), рассмотрите ребенка в зеркале – деформация сразу станет заметной.

Вас что-то насторожило? Поспешите на прием к ортопеду. Особенно внимательным к осанке ребенка надо быть в тот момент, когда он сделал резкий скачок в росте. Рентгеновские снимки дадут самую полную информацию о заболевании. Наиболее тяжелыми и прогрессирующими считаются верхнегрудной и шейно-грудной сколиоз. Далее по серьезности лечения идут грудные, затем грудопоясничные и поясничные искривления.

Лечение как развлечение

Самое главное лечение при сколиозе – гимнастика, причем особая, наращивающая мышечный корсет, который не позволяет спине гнуться в сторону. Упражнения – совсем несложные. Например, лежа на животе на полу и зафиксировав ноги под кроватью, «плыть брассом». Со временем, когда «заплывы» будут легко удаваться, можно добавить в руки нетяжелые гантели. Или, лежа на спине, скрепив руки на затылке в замок и опять же укрепив ноги под кроватью или диваном, медленно подниматься и под углом в 45 градусов постараться удержать спину на протяжении нескольких секунд.

Причем ребенок должен делать гимнастику регулярно, с тем же автоматизмом, с каким он приучен чистить зубы. Но какой непоседа будет самоотверженно по полчаса в день делать утомительные однообразные упражнения? Родителям придется проявить изобретательность. Например, купить несколько видеофильмов – и под их демонстрацию зарядку станет делать куда интереснее. Когда ребенок, лежа на спине, выполняет упражнения для укрепления брюшного пресса, на экране появляется Амазонка, и он воображает, что плывет в лодке по бурной реке. Когда подходит черед разрабатывать мышцы спины, отважному путешественнику помогают карабкаться по крутому склону живописные пейзажи Альп…

Два раза в неделю вместо гимнастики лучше ходить в настоящий бассейн. Но беда в том, что в спортивных секциях либо просто учат детей держаться на воде, либо пытаются сделать из них рекордсменов. А при сколиозе кроль противопоказан, прыжки запрещены, и к плаванию на спине можно перейти, лишь когда мышцы спины окрепнут. Поэтому выход один – родителям самим заниматься с ребятишками в бассейне или искать персонального тренера.

Отлично трудятся над спиной танцы – особенно бальные, классические. Хорошо брать уроки верховой езды: иппотерапия прорабатывает каждую мышцу и позвонок, а посадку дает королевскую. Полезно при сколиозе заниматься жонглированием. Принцип тот же, что и при верховой езде – развить уверенное чувство равновесия. Заодно отлично тренируется мускулатура рук, спины, живота, улучшается осанка. И совсем не скучно, да и одноклассников можно сразить своими редкостными способностями. Даже самый простой фокус – пронести на голове книжку из комнаты в комнату – отличное упражнение для спины. 

Кровать спартанца, рюкзак

К сожалению, многие родители, да и некоторые доктора, запрещают ребенку, страдающему сколиозом, заниматься физкультурой и главный упор в лечении делают на массаж. Но он прекрасно действует на мускулатуру лишь тогда, когда она работает – улучшает ее питание, повышает силу и сократительные способности. Когда же ребенок не упражняется и мышцы пребывают в праздности – массаж беде не поможет.

А вот мануальная терапия при сколиозе противопоказана. Ее черед наступит много позже, когда врачу придется снимать боли у взрослого человека. Эффект от многочисленных конструкций корсетов – незначительный. Кроме неудобства, которое испытывают дети, нося тяжелые доспехи, корсет, опять же, делает ленивыми мышцы, которые надо во что бы то ни стало укрепить. Лишь в редких случаях корсет помогает.

Ребенку, страдающему сколиозом, лучше делать домашние уроки лежа (под грудь положить подушку) или стоя – за конторкой, как работали когда-то русские писатели. Портфели, сумки и любая ноша в одной руке отменяются. Школьный рюкзак постарайтесь разгрузить и попробуйте договориться с учителем о том, чтобы хранить в классе второй комплект учебников.

И, конечно, с самого раннего детства у ребенка должна быть жесткая кровать. Можно подобрать специальный ортопедический матрас, посоветовавшись с доктором.

Светлана Чечилова

Просмотров: 1956 | Добавил: Admin | Дата: 11.10.2007 | Комментарии (0)

«Школьный режим виноват», – думают родители, глядя, как ребенок мается животом: то у него отрыжка, то изжога, то боли... «Это все бутерброды всухомятку, оттого и гастрит».

Что же на самом деле вызывает гастрит у детей и как этой болезни избежать? Рассказывают гастроэнтерологи – доктор медицинских наук, профессор Борис Самуилович Каганов, доктор медицинских наук, профессор Петр Леонидович Щербаков и доктор медицинских наук Александр Сергеевич Потапов.

Слабое звено

Гастрит - болезнь семейнаяНа самом деле хронические гастриты, то есть воспаление слизистой оболочки желудка, вызывает целый комплекс разных факторов: стрессы, которых у школьников предостаточно, нерегулярное питание, нездоровая пища – все эти любимые детьми газированные напитки, продукты с консервантами, красителями, различными пищевыми добавками... В общем, все, что мы в основном и едим, не имея возможности готовить обеды только из парного мяса, свежевыловленной рыбы или из овощей, выращенных без химических удобрений. И загрязнение окружающей среды очень плохо влияет на наши желудки.

Раньше гастриты не считались инфекционным заболеванием. Но два десятилетия назад ученые выявили возбудителя этой болезни – бактерию хеликобактер пилори. Она попадает в желудок и вызывает воспаление его слизистой, а также слизистой 12-перстной кишки. Невылеченный гастрит может перейти в язву. И в то же время не все так просто и однозначно. Потому что у детей бывают гастриты в отсутствие хеликобактера пилори. С ними, кстати, можно быстро справиться. А бывает, что человек носит в себе хеликобактер, но не болеет. Могут быть хеликобактер без гастрита и гастрит без хеликобактера. Но последние случаи все-таки не часты. У 80% больных гастрит связан с этим возбудителем. Плохая вода и плохой воздух снижают наш иммунитет, организм перестает справляться с болезнетворными бактериями, их колонии разрастаются и воспаляют слизистую желудка.

Гастриты возникают у детей чаще всего в то время, когда они начинают ходить в детский сад или в школу, и в 14–15 лет, в период гормональной перестройки. Гормональная перестройка «сбивает» работу многих систем организма, например, может привести к нарушению кислотности в желудке или к нарушению двигательных функций желудочно-кишечного тракта... Так что подросток очень уязвим для этой бактерии. А к 18 годам у нас 70–80% подростков уже имеют хеликобактер пилори.

Внутри закрытых коллективов

Заражается ребенок хеликобактером в семье. Эта бактерия переходит от человека к человеку только при длительном контакте: через немытые руки, бытовые предметы, при поцелуях... Гастриты, язвы – болезни закрытых коллективов. Нет смысла лечить одного ребенка, лечить надо всю семью. Если выздоровевшего ребенка вернуть в семью, где очаг болезнетворных бактерий не уничтожен, обострение болезни у него произойдет месяца через три, а то и раньше. Если в семье только один ребенок, болезнь возобновится через 7–8 месяцев. Врачи, обследуя семьи пациентов, в 40% случаев находят у родителей язвы, которые пока никак себя не проявили и о существовании которых сами взрослые не подозревают. Обычно такие формы болезни бывают у женщин. Так что детей заражают родители. Если пролечить всю семью, вполне вероятно, что ни гастриты, ни язвы не посетят ее больше никогда. У взрослого человека, который лечился от хеликобактера, возникает иммунитет к этой бактерии, так что болезнь возвращается только в 1% случаев.

У гастрита нет признаков, по которым было бы сразу видно, что вас настигла именно эта болезнь. Но если у ребенка бывают боли в животе, изжога, отрыжка, нарушения стула в ту или другую сторону – обязательно покажите его гастроэнтерологу.

Хеликобактер добрым не бывает

Хеликобактер под микроскопом выглядит как бледно-голубая капелька росы, в которой разрастается целая колония бактерий. С одной стороны, этот микроб погибает от малейшего воздействия: от атмосферного воздуха, от перепада давления, от алкоголя... И в то же время он прекрасно умеет выживать: чуть ухудшились условия его жизни, как он переходит в консервированную форму – образует кокки. В кокках хеликобактер может жить сколь угодно долго: и на посуде, и на полотенцах... Кокки легко смываются, но, попадая в воду, они заселяют одноклеточные организмы, вместе с ними путешествуют, а когда опять попадают к нам в желудки, начинают активно размножаться.

Долго в нашем организме хеликобактер просто так не живет. В 100% случаев он вызывает раковое перерождение тканей. Только это перерождение может длиться от 10 до 15 лет. Поэтому у детей, зараженных хеликобактером, таких перерождений не бывает. Зато рак желудка у взрослых – это пропущенные педиатрами гастроэнтерологические проблемы детей.

Избавиться от хеликобактера можно с помощью антибиотиков, причем больному прописывают теперь 3–4 препарата одновременно. Курс короткий – длится неделю, поэтому не должно быть пропусков в приеме лекарств. Лечение проходит непросто. Такое большое количество антибактериальных препаратов нарушает микрофлору кишечника. После приема антибиотиков приходится ее восстанавливать. Кроме того, антибиотики могут вызвать у ребенка аллергию, и эта проблема решается индивидуально в каждом конкретном случае.

Но даже эффективная терапия не может гарантировать 100% успеха. Хеликобактер – очень живучая бактерия, она умеет так быстро меняться и приспосабливаться, что даже очень хорошие препараты через какое-то время перестают на нее действовать.

Режим – прежде всего!

Профилактика гастритов – хорошее питание, гигиена и режим. Ребенок обязательно должен позавтракать перед тем, как он пойдет в школу. И лучше не бутербродом, а кашей, желательно овсяной. Чай и кофе надо пить некрепкие, чтобы не раздражали слизистую.

Нельзя делать больших перерывов между приемами пищи. Недопустимо, когда подросток уходит в школу без завтрака, а обедает только в 5 часов. При таком режиме у него обязательно будут болезни желудочно-кишечного тракта.

Лучше избегать жирных и жареных блюд, острых приправ – или хотя бы есть их изредка, в меру. Вредны газированные напитки: они приводят к повышению кислотности, повышению внутрибрюшного давления, к отрыжке, изжоге, забросу кислого содержимого из желудка в пищевод... В общем, правила здорового питания всем известны. Главное – найти в себе силы их соблюдать.

 Марина Матвеева

Просмотров: 1728 | Добавил: Admin | Дата: 11.10.2007 | Комментарии (1)

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz