Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 12.12.2024, 16:33
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2008 » Апрель » 11
Нередко случается так, что ребенок, который был отличником в школе, во взрослой жизни сталкивается со множеством проблем. Группа ученых ПИРАО (Психологический Институт Российской Академии Образования) проводила исследования на эту тему под руководством профессора М. С. Егоровой. О том, как помочь отличнику преодолеть встающие на его пути барьеры, рассказывает психолог ПИРАО Анна Диордиева.
Анна, считается, что одна из самых сложных проблем отличников — это завышенные требования к себе? От чего это происходит?

— Подобное отношение часто провоцируют родители, которые оценивают ребенка за его достижения: «Получишь пятерку — будешь любимым и замечательным». Для такого ученика даже четверка, не говоря уже о тройке — стресс! Он становится в школе своеобразным примером для подражания и несет на себе далеко не детский груз ответственности. Ему приходится постоянно думать о том, как не ударить в грязь лицом перед учителями и одноклассниками. Стремясь сохранить репутацию отличника, он завышает и без того высокую планку — не допускает для себя, что его знания по любому предмету могут быть оценены ниже, чем на «пятерку».

К чему может привести подобное отношение?

— Как и в любой ситуации здесь есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, ребенок привыкает делать свою работу качественно. С другой, постоянное напряжение может привести к нервным и эмоциональным перегрузкам. У ребенка может возникнуть ощущение, что он всем должен и не имеет права на ошибку. Или появиться неадекватное отношение к самой ошибке: он будет считать, например, что если получил плохую оценку, значит, ее не справедливо занизили.

Как родители могут помочь своему ребенку?

— Важно, чтобы ребенок понял: мама и папа любят его самого, а не его достижения. Если ребенок принес домой плохую отметку, не ругайте его, а попытайтесь разобраться с причинами. Ваша отрицательная реакция может очень ранить его. Научите ребенка не отождествлять себя со своими достижениями. Объясните, что результаты могут зависеть от усилий, способностей и десятка других факторов. Дайте ему пространство для совершения ошибок. И хвалите за малейшие достижения. Тогда он будет успешным, устойчивым и социально адаптированным.

У отличников, как правило, мало друзей. С чем это связано?

— По-разному бывает: у некоторых отличников друзей хоть отбавляй. И все-таки для многих из них общение — настоящая проблема. Возможно, им неинтересно с «чужими», и они чувствуют себя неуютно вне своего круга. Кроме того, день отличников обычно заполнен так, что им некогда тратить время на «тусовки», они, в основном, заняты учебой. Но если не тратить часть своего драгоценного времени на общение со сверстниками, то и социальные навыки будут развиваться слабо. А без этого сложно научиться строить отношения.

Как же быть?

— Избегать распространенной ошибки и заставлять отличников общаться с разными людьми и находить с ними общий язык. Хотя, конечно, это не заставит ребенка проводить время с теми, кто его вряд ли поймет. Если у вашего отличника не складывается общение в классе, помогите ему найти «своих людей» в других местах. Это могут быть всевозможные кружки, летние школы и отчасти даже виртуальное общение.

Казалось бы, проблемы быть не должно: по статистике около 90% отличников и так посещают внешкольные занятия — клубы, кружки, секции. Но вся беда в том, что и там им некогда общаться — из одного места нужно успеть в другое. Ребенок развивается, но часто оказывается лишенным теплоты и радости дружеского общения. Кроме того, желание объять необъятное может привести к еще одной серьезной проблеме: ребенок может переоценить свои возможности, а в результате — здоровье его окажется подорванным. — Так что же, ребенку нужно отказаться от своих желаний?

— В том-то и дело, что не все кружки, в которые он ходит, ребенок выбирает сам. Очень часто увлечения ему навязывают родители. А вот этого делать не стоит: если наслаждение любимым делом придает силу и энергию, то навязанное увлечение, отнимает силы и вносит в жизнь хаос. Не стоит забывать о том, нехватка времени часто связана с неумением его организовать. Хотелось бы сделать небольшое отступление и вспомнить, что в 70 — 80 годы ХХ века во многих школах детей обучали азам системы научной организации труда. По воспоминаниям бывших отличников, которым сейчас по 35 — 40 лет, это сильно облегчило их жизнь в школе, и по сегодняшний день они продолжают применять основные принципы этой системы. Кстати, исследования психологов доказывают, что сегодня именно эта группа отличников наиболее успешна — имеет высокие достижения в карьере, умеет адаптироваться к изменяющейся ситуации. Попробуйте освоить с ребенком азы методики, позволяющей оптимизировать рабочий процесс, сочетать работу с отдыхом. Таких методик сейчас достаточно много — от вариаций тайм-менеджмента до getting things done Дэвида Аллена (в русском переводе «Как разобраться с делами»). В качестве вдохновляющего художественного чтения можно посоветовать книгу Даниила Гранина «Эта странная жизнь». У многих детей есть проблемы с организацией времени. И чем раньше они научатся с ними справляться, тем больше разовьется их потенциал.

Некоторые отличники поступают после школы сразу в несколько вузов. С чем, по вашему мнению, это связано?

— Действительно, многим отличникам очень трудно выбрать дело по душе и определиться — где бы они хотели учиться дальше. Они вынуждены одинаково хорошо — по высшему разряду — готовиться ко всем школьным предметам, поэтому зачастую не имеют возможности понять — что им ближе и нередко делают выбор в пользу престижного учебного заведения. Но это не значит, что родителям нужно подгонять ребенка с выбором профессии. Исследования американских специалистов показали, что большинство талантливых детей определяется с будущей специальностью не в школьном возрасте, а намного позже. Возможно, расширить представление ребенка о мире и найти свое призвание поможет увлечение занятием, не входящим в число школьных предметов: актерским мастерством, художественным дизайном, музыкой, бисероплетением, туризмом. Но стоит помнить: все, что вы можете сделать в данной ситуации — это предложить и посоветовать. И ни в коем случае не настаивать и не навязывать, о чем уже говорилось раньше.

Порой отличник, привыкший к похвале, приобретает впоследствии зависимость от нее. Как от этого избавиться?

— Бывает, что для отличника похвала со стороны учителей и родителей оказывается важнее, чем те высокие результаты, которых он достиг. Этот комплекс может перенестись и во взрослую жизнь — бывший отличник и тут предпочтет оставаться в положении подчиненного ученика, а не добиваться карьерных высот. Кстати, это касается и социального роста, и личностного развития. Не потому ли школьные отличники так часто теряются во взрослой жизни?

Но, конечно, это не приговор. Постарайтесь объяснить ребенку, что не стоит такое большое значение в жизни придавать похвале. Поощряйте его не только за школьные — за другие житейские достижения: хорошо убрал квартиру, полил цветы, погулял с младшей сестренкой, сходил в магазин. Указывайте ему и на просчеты: не купил хлеба, намусорил в комнате, не поздравил бабушку с днем рождения. Переведите стрелки на другие жизненные критерии. И оценка перестанет играть важную роль в его жизни. Ну, а если комплекс ожидания похвалы глубоко «засел» в личность ребенка, то это повод для совместной работы с психотерапевтом.

Беседовала Елена Карчевская

Просмотров: 1051 | Добавил: Admin | Дата: 10.04.2008

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz