После долгой зимы детский организм особенно уязвим: силы и энергия практически на исходе, иммунитет заметно снижен. И вы справедливо опасаетесь, что ребенок вот-вот подхватит какую-нибудь инфекцию. Не стоит дожидаться неприятностей, пора срочно принимать меры.
Сбалансированное питание — залог здоровья
Вы замечаете, что ребенок стал вялым и раздражительным, быстро устает, кожа у него шелушится, а ногти слоятся. Такая картина весной — не редкость. Всему виной «весенний авитаминоз». Конечно, если быть точными, следовало бы говорить о гиповитаминозе (нехватке витаминов), а не об их полном отсутствии. Но в обиходе даже врачи нередко употребляют именно это выражение.
Нехватка даже одного витамина в организме ведет к недостаточному образованию жизненно важных ферментов и провоцирует нарушение обмена веществ, и это может иметь особенно серьезные последствия в подростковом возрасте, когда начинается период усиленного развития детского организма. А в весенний период ребенку обычно не хватает сразу нескольких витаминов и микроэлементов.
Прежде всего необходимо наладить сбалансированное питание. Главное его условие — правильное, в достаточном количестве поступление в организм нужных компонентов (белков, жиров и углеводов). Без жиров и белков невозможно нормальное развитие организма, поэтому не переполняйте рацион ребенка хлебобулочными и макаронными продуктами, в которых содержатся сплошные углеводы. Энергетическая ценность мясной пищи в десять раз выше, чем растительной. И если ваша семья придерживается вегетарианской системы питания, не стоит переводить ребенка на аналогичное питание в подростковом возрасте, или придется делать это с большой осторожностью, получив соответствующие рекомендации врача-диетолога, и точно рассчитывать — как получить необходимые калории и не держать растущий организм «на голодном пайке».
В рационе каждого ребенка должно быть достаточное количество фруктов и овощей, где содержатся витамины, которые наиболее легко усваиваются организмом. Только нужно помнить, что к весне даже в зимних сортах, приспособленных к долгому хранению, витамины разрушаются.
Где искать витамины?
Весной придут на помощь осенние заготовки: варенье, компоты, квашеная капуста, соленые помидоры и огурцы. И вкусно, и очень полезно! А в квашеной капусте, не подвергнутой нагреванию и кипячению, до самого лета сохраняются витамины С, В, А.
Много витамина С в цитрусовых. Например, лимон даже нюхать очень полезно. А если натереть верхушку кожуры лимона (самую шишечку) и поставить блюдечко с этой ароматной кашицей на рабочий стол ребенка, его работоспособность и настроение резко повысятся. Стимулирующее воздействие аромата лимона на умственную деятельность давно уже доказано наукой. Помимо витамина С в нем содержится еще и витамин Р (рутин) — верный спутник и помощник аскорбиновой кислоты. Эти вещества сохраняются под жесткой кожурой очень долго и удваивают полезные свойства друг друга. Приучите малыша пить чай с лимоном, готовьте ему лимонное желе, делайте сок или лимонад.
Не забывайте об апельсинах и грейпфруте. Содержание витамина С в них даже выше, чем в лимоне, — 60 мг в 100 г. Еще больше витамина С в черной и красной смородине (в замороженных ягодах витамин сохраняется), облепихе, сладком перце, шиповнике. Возьмите за правило: весной ни дня без шиповника! В дополнение к витамину С в нем есть еще и бета-каротин, провитамин А. Сироп шиповника продается в аптеке, добавляйте его малышу в чай. Если малышу понравится, давайте сироп по ложечке между завтраком, обедом и ужином.
Один из богатейших источников витамина С — киви. В нем к тому же содержится много калия, растительной клетчатки, витаминов РР (никотиновая кислота) и Е. Киви хорош сам по себе, а также в сочетании с мясными блюдами: он помогает усвоению железа.
Очень полезно включать в рацион пророщенные зерна злаковых. Они обладают мощной питательной и целебной силой. В ростках пшеницы, например, содержание витаминов С и В6 возрастает в 5 раз, витамина В1 — в 1,5 раза, фолиевой кислоты — в 4 раза, а витамина В2 — в 13,5 раз. В пшеничных проростках увеличена концентрация природных антиоксидантов, антибиотиков, стимуляторов роста. Значительно больше в них и витамина Е, который восстанавливает силы и работоспособность. Этот ценный продукт можно использовать как добавку к салатам или гарнир к мясным и рыбным блюдам.
Исследователи доказали стимулирующее воздействие на иммунную систему витамина В15, или пангамовой кислоты. Его натуральные источники — пивные дрожжи, тыквенные и кунжутные семечки, цельный коричневый рис, цельное зерно. Поэтому готовьте ребенку на завтрак каши из цельных круп. Они хоть и дольше варятся, зато очень полезны.
Чудо как полезно начинать свой день с порции витаминов! Приготовьте ребенку очень полезное витаминное блюдо на завтрак, например: бананово-лимонный йогурт.
Рецепт приготовления несложен. Возьмите 1 спелый банан, 200 мл натурального йогурта, 1 чайную ложку меда, чуть-чуть лимонного сока, пару долек сушеного банана для украшения блюда. Очистите банан, нарежьте его дольками, сбрызните лимонным соком. Йогурт соедините с медом и залейте свежий банан, украсив дольками сушеного.
Очень полезна молодая морковь. Она, конечно, намного дороже старой, но одна свежая молодая морковка по воздействию на организм стоит десяти прошлогодних. Если есть возможность покупать овощи и зелень нового урожая, их надо использовать в рационе в первую очередь, но без тепловой обработки. Самый витаминный продукт — капуста. Из молодой капусты хорошо делать салаты на растительном масле.
Много полезных и вкусных блюд можно приготовить из крапивы, одуванчиков и других, казалось бы сорных, трав, которые скоро появятся в лесу и на дачном участке. Зелень — петрушка, укроп, базилик, кинза, — также ценное и обязательное дополнение к меню.
Еще один важный момент профилактики витаминной недостаточности — правильное приготовление и хранение пищевых продуктов. Используйте для приготовления пищи ножи из нержавеющей стали, неоцинкованную посуду, долго не храните очищенные овощи и фрукты на воздухе или в воде. Все это поможет значительно сократить потери витаминов.
Для сохранения витамина С при готовке рекомендуется погружать свежеочищенные овощи и фрукты в кипящую воду. Помните, что длительная термическая обработка или чрезмерно высокие температуры (например, при жарке) способствуют разрушению витаминов в пище.
Ну и, конечно, самое время принимать витаминные препараты. Прежде всего необходимо проконсультироваться с врачом, который подскажет, какие витамины нужны именно вашему ребенку. О том, какие из предлагаемых на рынке препаратов наиболее эффективны, вы можете узнать из статьи «Витамины: почему они необходимы, и как правильно их выбрать?»
Но помните: бесконтрольное употребление витаминов чревато отрицательными последствиями. Чрезмерная доза некоторых витаминов пользы не принесет — съев штук десять-двенадцать целительных шариков или пластинок, вы рискуете только усугубить авитаминоз.
О пользе солнечных ванн
Сбалансированное питание и витаминотерапия — также не панацея. Ребенку необходимо больше двигаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. Кроме того, очень полезны солнечные ванны. Как только солнышко пригреет по-настоящему, пусть чаще бывает на улице, играет с ребятами в подвижные игры. А в солнечные выходные отправляйтесь всей семьей в парк или на природу.
Что поможет в борьбе с весенним авитаминозом:
-
сбалансированное питание,
-
прогулки на свежем воздухе,
-
солнечные ванны,
-
лечение хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта,
-
устранение кишечного дисбактериоза.
Знаете ли вы?
Почти все китайские императоры были хромоногими. Ученые долго искали причину и, наконец, нашли: правители Поднебесной страдали болезнью бери-бери (полиневритом), которая была следствием недостатка в организме витамина В1 (тиамина). Она-то и вызывала хромоту. Почему же болезнь поражала именно императоров? Внимательно изучив меню того времени, исследователи выяснили, что китайская элита, в отличие от простого народа, ела только очищенный рис, а чудодейственный витамин оставался в рисовой шелухе. То есть к мучительной болезни высокородных бедняг приводила… рафинированная пища.
Маргарита Макарова
Нормы суточной потребности детей различного возраста в важнейших витаминах
ВИТАМИНЫ |
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ |
|
0 — 3 мес. |
4 — 6 мес. |
7 — 12 мес. |
1 — 3 года |
4 — 6 лет |
7 — 10 лет |
11 — 13 лет |
14-17 лет |
Витамин С |
30 мг |
35 мг |
40 мг |
45 мг |
50 мг |
60 мг |
70 мг |
70 мг |
Витамин А |
400 мкг |
400 мкг |
400 мкг |
450 мкг |
500 мкг |
700 мкг |
М — 1100 мкг Д — 800 мкг |
М — 1000 мкг Д — 800 мкг |
Витамин Е |
3 мг |
3 мг |
4 мг |
5 мг |
7 мг |
10 мг |
М — 12 мг Д — 10 мг |
М — 15 мг Д — 12 мг |
Витамин D |
10 мкг |
10 мкг |
10 мкг |
2,5 мкг |
2,5 мкг |
2,5 мкг |
2,5 мкг |
2,5 мкг |
Витамин В1 |
0,3 мг |
0,4 мг |
0,5 мг |
0,8 мг |
0,9 мг Для 6-летних школьников 1 мг |
1,2 мг |
М — 1,4 мг Д — 1,3 мг |
М — 1,5 мг Д — 1,3 мг |
Витамин В2 |
0,4 мг |
0,5 мг |
0,6 мг |
0,9 мг |
1,0 мг Для школьников 1,2 мг |
1,4 мг |
М — 1,7 мг Д — 1,5 мг |
М — 1,8 мг Д — 1,5 мг |
Витамин В6 |
0,4 мг |
0,5 мг |
0,6 мг |
0,9 мг |
1,3 мг |
1,6 мг |
М — 1,8 мг Д — 1,6 мг |
М — 1,8 мг Д — 1,5 мг |
Витамин РР |
5 мг |
6 мг |
7 мг |
10 мг |
11 мг Для 6-летних школьников 11 мг |
15 мг |
М — 18 мг Д — 17 мг |
М — 20 мг Д — 17 мг |
Фолиевая кислота |
40 мг |
40 мг |
60 мг |
100 мг |
200 мг |
200 мг |
200 мг |
200 мг |
Витамин В12 |
0,3 мкг |
0,4 мкг |
0,5 мкг |
1,0 мкг |
1,5 мкг |
2,0 мкг |
3,0 мкг |
3,0 мкг |
Внимание! Какие витамины и сколько необходимо принимать для каждого ребенка индивидуально устанавливает лечащий врач.
P. S. В этой статье мы подробно рассказали о растительной пище — наиболее полезных фруктах и овощах. В следующей читайте о белково-жировых продуктах, в которых также содержится немало
витаминов и микроэлементов.
Просмотров:
1870
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
30.03.2008
|
Как непросто иногда бывает с годовалым малышом! Он уже бодрствует большую часть дня, но при этом не может еще играть самостоятельно, долго концентрировать внимание на чем-то одном. А еще наступает сложный период, который психологи обозначают кризисом первого года (как смеются многие мамы, плавно переходящим в кризис двух, трех лет и далее со всеми остановками). Малыш может быть нетерпеливым, упрямым, слишком капризным и обидчивым, порой даже агрессивным. И маме нужно иметь ангельское терпение, чтобы отвлекать и развлекать кроху. Поэтому игры и забавы с малышом становятся очень актуальными. Вот несколько идей, которые, возможно, помогут вам и вашему малышу провести день с пользой, удовольствием и в хорошем расположении духа.
Прятки
Это игра всех времен и народов, и хороша она тем, что ее можно разнообразить бесконечное множество раз! Вы можете закрывать руками свое лицо или личико ребенка. Использовать большой платок, накидывая его на себя, а потом на малыша. Прятаться за дверь или за шкаф, и потом выглядывать оттуда с радостными возгласами. Когда малыш немного подрастет, прячьте игрушки под одеяло или под стол, под диван – а он пусть ищет. Потом он научится прятать предметы, а вы будете искать. А еще попробуйте нарисовать фломастером на большом пальце руки смешную рожицу и прятать его в кулак – то-то будет весело!
Веселые прищепки
Этот почти уже вышедший из обихода предмет отлично подходит для игр. Возьмите большую банку с широким горлом, или же коробку. Покажите малышу, как можно прикреплять прищепки к краям, пусть учится делать это самостоятельно. А потом вместе начинайте бросать прищепки в банку или коробку – и шумно, и весело!
Водные просторы
Дети обожают играть с водой. Возьмите большую миску и сито. Налейте в миску воды и накидайте туда разные предметы, все, что попадется под руку – веточки, мелкие игрушки, кусочки бумаги, пробки. Покажите ребенку, как вылавливать ситом предметы из воды. Только не забудьте подстелить большой кусок полиэтилена или чего-нибудь непромокаемого, чтобы потом легко было убрать следы «шторма».
Шуршащий мешочек
Вам понадобится небольшой тканевый мешок, лучше всего яркого цвета. Внутрь кладем шуршащую бумагу или целлофан. Малыш с удовольствием теребит такой мешок, извлекая понравившиеся звуки.
Несколько небольших мешочков, наполненных разными крупами, шуршалками, звенелками, можно повесить в ряд вдоль бортика кроватки и ребенок будет их с удовольствием изучать. Только убедитесь, что содержимое не просыплется. Мешок нужно надежно зашить.
А ну-ка разверни!
Заверните несколько небольших игрушек в мягкую бумагу или фольгу. Возьмите одну завернутую игрушку и покажите крохе, как нужно ее разворачивать. А теперь пусть малыш сам попробует развернуть оставшиеся игрушки, а когда у него все получится, поиграйте с ними!
Какой я?
Малыши обожают изучать свои руки и ноги, поэтому им очень нравится эта игра. Возьмите старую пару детских носков и вырежьте в них пять дырок для пальцев. Украсьте носок лоскутами различных очертаний очень ярких цветов (используйте безвредные материалы или маркеры) или забавными рисунками и рожицами. Наденьте носок на руку ребенка, чтобы он мог рассматривать его, разговаривать с ним и радоваться.
Попробуй разорви!
Детишки этого возраста любят рвать на части разные предметы. Конечно, книжки рвать нехорошо, но ведь в доме наверняка найдется множество старых журналов, оберточная бумага, фольга. Каждый из перечисленных видов бумаги рвать очень интересно – занятие сопровождается разными звуками. Кроме того, все виды отличаются на ощупь. Покажите ребенку, как разрывать бумагу и бросать ее в коробку.
Вернуть беглеца!
Наступает момент, когда малыш начинает выбрасывать игрушки из кроватки или манежа, и не потому, что хочет подразнить маму, а просто его забавит такая игра. Но, конечно, поднимать игрушку в сотый раз и отдавать ее малышу – не у каждой мамы терпения хватит! Не беда – крепко обвяжите ленточками или веревочками несколько игрушек. Другой конец каждой веревки прикрепите, например, к высокому стульчику малыша или к манежу. Тогда, бросая игрушку, он скоро сообразит, как можно быстро заполучить ее назад – просто подтянув к себе за веревочку.
Книжка про нас
Многие годовалые малыши уже произносят несколько слов, а понимают гораздо больше. Выберите несколько любимых слов своего чада и подберите к ним соответствующие картинки – фотографию мамы, папы, бабушки, машины, собачки и т. п. Наклейте эти картинки на отдельные листы бумаги и сделайте «книжку-словарик», крепко соединив листы. Или же поместите фотографии в небольшой альбом и сделайте подписи к ним. Малыш будет рассматривать такую «книжку» с огромным удовольствием!
«Пальчики разговаривают»
Если вы в дороге или ждете своей очереди в поликлинике, а под рукой нет игрушек или книжек, не беда. Чтобы не скучать, возьмите ручку и нарисуйте на подушечках своих пальцев забавные рожицы. Двигайте пальцами вперед и назад, делая вид, что ваши «куколки» беседуют, изменяя при этом интонации и тембр голоса. Вы доставите малышу большое удовольствие. «Куколки» могут петь веселые песенки, рассказывать малышу сказки, приглашать его поиграть – вы и не заметите, как быстро пролетит время!
Цветное настроение
Выберите игрушку какого-нибудь цвета и положите ее перед малышом или дайте ему ее в руки. Найдите один или два предмета того же цвета, что и игрушка. Поговорите о том, что вы обнаружили, например: «Эта голубая тарелка того же цвета, что и твой голубой мячик» или «Наш стол такой же коричневый, как и твой любимый мишка». Можно видоизменить эту игру: взяв большую корзину и прогуливаясь с ней по комнате, собирать в нее игрушки и другие предметы одного и того же цвета.
Путешествуем!
Расстелите плед или большое полотенце на полу. Посадите на него малыша. Теперь очень медленно и осторожно тяните полотенце вместе с ребенком по полу. Объясните ему, что он отправился в путешествие. Если вы решите, что он путешествует на автомобиле, издавайте соответствующие звуки, если на самолете, подражайте звуку летящего самолета. Если же вы выберете поезд, то приговаривайте: «Чу-чу, чу-чу». Даже если ваш малыш пока еще не очень понимает, о каком средстве передвижения идет речь, он тем не менее с радостью будет повторять эти звуки. Вы можете по ходу дела показывать крохе картинки со всеми этими средствами передвижения или даже игрушки, если они есть у вас в доме. Эта игра учит малыша держать равновесие, подражать, расширяет его кругозор.
Раз, два, три – толкаем!
Годовалые малыши любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что это именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, отлично развивают координацию движений и уверенность в себе.
Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, — игрушечную коляску, машинку на колесах и т. п. Произнеся «раз, два, три, толкаем», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и предлагайте малышу помочь вам.
Ку-ку!
В днище бумажного стаканчика проделайте отверстие и вставьте туда соломинку с приклеенным с одного края кружочком картона, на котором нарисована веселая физиономия. Покажите эту игрушку своему малышу, научите его двигать соломинку так, чтобы рожица то пряталась, то появлялась.
«Ласковые» уроки
Очень важно развивать способность малыша к заботе и любви. И делать это, конечно же, проще всего в игре. Выберите вместе с крохой парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова типа «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твоя шелковистая шерстка», или «Я так люблю обнимать тебя». Теперь то же самое проделайте с малышом. Потом пусть он берет игрушки, качает их и ласкает.
Весело и грустно
Возьмите две деревянные ложки. На одной из них нарисуйте фломастерами веселую мордочку, а на другой – печальную. Посадив ребенка себе на колени, возьмите ложку с веселой физиономией и говорите всякие веселые слова, пойте смешные песенки, рассказывайте забавные стишки. А потом возьмите ложку с печальной физиономией и соответственно измените тон вашего голоса, выбирайте грустные интонации. Звуки вроде «бу-бу» или «уа-уа» нравятся маленьким детишкам. Спросите малыша, какой голос он хочет услышать – веселый или печальный. Дайте ему ложку, и пусть он «скажет» что-нибудь. Постарайтесь реагировать как можно эмоциональнее, учите кроху выражать свои чувства, это очень пригодится ему в будущем.
Мария Барабаш
Просмотров:
1347
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
30.03.2008
| |