Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроении. Результат вас порадует обязательно!
Осваиваем образы букв
Мы знаем, лучше усваивается то, что человек сделал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен делать сам в трехмерном, осязаемом изображении: вырезать из бумаги (даже взрослому ребенку можно предложить сделать красивые аппликации для баночек со специями), лепить (украшения на торт из теста), рисовать на снегу и на песке, вышивать, выкладывать из веточек. Рукой рисуйте очертания букв на спине у ребенка или на ладошке, чтобы он чувствовал их кожей и угадывал, какую букву или слово вы нарисовали. Если вы заметили, какие буквы вызывают у него трудности, нужно работать именно с ними. Описывайте очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы?
Учимся читать
В этом навыке часто кроется залог успеха в других областях. Наша первая цель – научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо, а не скакать хаотично по строчкам. Берем хорошую книжку с крупным шрифтом. Закрываем читаемую строчку полосой бумаги и сдвигаем ее постепенно, не позволяя ребенку пропускать буквы.
Вторая цель – расширить поле зрения, увидеть слово (со временем и несколько слов) целиком. Кладем перед ребенком на несколько секунд лист с напечатанным словом (потом двумя, тремя и т. д.) и быстро убираем. Что было написано?
Полезно очень медленное чтение с растягиванием гласных, четким произношением каждой буквы – так, как написано, а не так, как обычно произносится. Но длиться это упражнение должно недолго, минут пять. Для повышения интереса к занятию посоревнуйтесь с ребенком, кто медленнее (а не быстрее, как обычно) прочтет, к примеру, 10 строчек из книги.
Пение тоже полезно, поскольку заставляет растягивать гласные. При этом нужно четко выговаривать согласные. А если вы положите на знакомый мотив алфавит или какое-нибудь правило, список слов, правописание которых надо выучить, получится замечательное и веселое упражнение.
Расширяем словарный запас
Активно, желательно всей семьей, решайте кроссворды. Не ленитесь искать ответы на трудные вопросы в энциклопедии, в Интернете. Составляйте кроссворды сами. Особое внимание уделите определениям слов, чтобы они были точными и корректными.
Откройте словарь на любой странице. А что бы могло значить вот это слово, пятое сверху? Кто может объяснить настоящее значение?
Составляйте всякие смешные предложения с умными словами. А потом переводите их на доступный русский. То же самое можно проделывать со словами молодежного сленга.
Игры вроде «Эрудита» и «Чепухи» тоже должны быть вашем арсенале.
Учимся видеть, что пишемПусть ежедневно в течение 2 минут (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы (лучше взять детскую книжку с крупным шрифтом). Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные, например: букву А – зачеркнуть, а букву О – обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневных занятий и не более 2 минут) улучшается качество письма.
Каждый день пишите с ребенком короткие забавные или красивые диктанты карандашом. Можно стихи, по строфе в день. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. А те, что все же появятся, не исправляйте. Поставьте на полях тем же карандашом точки на той строчке, где есть ошибка. Дайте ребенку возможность самостоятельно найти свою ошибку, но не зачеркивать, а стереть и написать правильно. Цель достигнута: тетрадь в прекрасном состоянии. Если ребенок сам не находит ошибки, сотрите неправильные буквы. Пусть ребенок внимательно посмотрит на пустоту на строчке и подумает, чем ее заполнить.
Некоторые навыки легче отрабатывать через противопоставление: твердый согласный – мягкий, глухой – звонкий... Тренироваться можно, повторяя слова, подобранные на заданные звуки.
Магнитная азбука – отличный способ украшать холодильник посланиями друг для друга. Коротко и душевно. Заодно лишний раз ребенок наберет слово буква за буквой. А не слитным движением, как при письме.
По той же причине полезно печатать на компьютере, на пишущей машинке. Старшеклассник может не только набрать на компьютере сочинение по литературе, но и смешную записку для мамы (заведите традицию переписки – со всех сторон полезная вещь). Школьник помладше пусть наберет на компьютере семейную праздничную газету. Можно сделать книжку лучших творений семьи (стихов, историй, анекдотов), а потом разрисовать ее от руки. Смысл в том, что, печатая на компьютере, ребенок вынужден делить слово на отдельные буквы. К тому же компьютер правит ошибки. Но сначала спрашивает пользователя: исправить? На что заменить? Ребенку придется подумать, глядишь, и запомнит с сотого раза, как пишется «потому что» или «как будто».
Тренируем внимание и зрительно-пространственное восприятие
Для этого лучше всего подойдут игры в крестики-нолики и в морской бой. Потом можно обсудить с ребенком ход сражения. Пусть вспомнит, где стояли корабли или крестики.
Вот еще способ: разделите лист на девять квадратов и предложите ребенку посадить на любой из них, например, игрушечную лягушку, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо. Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и отправить, например, букву А путешествовать по каждому из них. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? А если после Р?
Улучшаем межполушарную координацию
Пусть ребенок рисует двумя руками одновременно – морское дно, или зиму, или лес. Или по клеточкам под вашу диктовку – оленей, человечков, инопланетян. Затем пишет рассказ о нарисованном герое. А на самом деле – всегда о себе. Самые интересные произведения попросите оформить и сохраните в семейном альбоме.
Глазомер, звуковой анализ, словообразование
Игра в классики великолепно развивает глазомер. Для тренировки звукового анализа незаменима игра в города (можно просто в слова, а можно с усложнением: предпоследняя буква моего слова – вторая буква твоего), а для организации ритмичного движения – прыжки через веревочку.
Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Играйте в «Замри» или «Волны», в молчанку, в испорченный телефон (шептать приходится тихо, но отчетливо).
Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они помогают бороться с дисграфическими ошибками. И в старшей школе тоже.
Полезно поиграть, переставляя буквы внутри слова: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово: К Т Р О – крот; из каждой буквы слова придумывать новое: Молодой Аист Ловил Игоря На Арбате (малина); составлять наибольшее количество слов из букв какого-нибудь длинного слова. Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием: самовар – сам варит
Осваиваем законы предложения
Можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки: стол постелили на скатерть; мы бродили лесу; черника растет над сосной. Ребята обычно очень любят играть в «Живое предложение»: нужно придумать фразу, распределить, кто каким словом будет. И встать по очереди, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку. Можно разделять слитный текст на слова и предложения: падаютлистьяидутдождиулетаютптицы.
Хорошее занятие – сочинять стихи. Гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, словно, солдаты на параде. А рифма – правофланговый, замыкающий каждую сточку – шеренгу. Перепроверяя от стихотворения к стихотворению эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений.
Учимся концентрировать внимание
Пусть ребенок представит, что у него в руке какой-то предмет, очень знакомый. Любимый мобильник, например. Задавая различные вопросы о форме, цвете, деталях предмета, вы поможете ребенку создать четкий мысленный образ. Отметьте неточности, если они есть. Порадуйтесь наблюдательности ребенка. Теперь ваша очередь. Чем плох семейный конкурс на тему, кто лучше помнит, как выглядит чайник или расположены чашки в серванте?
Развиваем координацию движений
Потренируйтесь всей семьей: кто дольше простоит на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне? Следующий этап: ребенок стоит на одной ноге. Два небольших мягких мячика бросайте ребенку так, чтобы он ловил их разными руками, сначала по очереди, затем одновременно. И при этом старался не терять равновесия.
Людмила Печатникова
Просмотров:
4522
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
09.02.2008
|
У меня две внучки. И на каждый день рождения их мама – моя дочь – устраивает вместе с гостями импровизированное представление театра теней. Гости в ответ на приглашение сразу так и говорят: «Если теневой театр будет, то мы придем обязательно!» Как же устраивать такие представления?
Каждому по персонажу
Гости – взрослые и дети – собираются в одной комнате. Выбирается какая-нибудь сказка (простенькая, небольшая, всем известная). Например, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба».
Затем раздаются альбомные листы и простые карандаши (шариковые ручки или фломастеры – все равно какого цвета), и каждый рисует одного из персонажей. (Писчая бумага формата А4 слишком тонка и просвечивает, поэтому более плотные листы из альбома для рисования лучше).
Вырезанные каракули
Рисуют все: и дети, и взрослые. Каждый рисует контур своего персонажа. Рисует, как может, как получится.
Обычно лет с четырех детям не составляет особого труда что-то изобразить карандашом или ручкой на листе бумаги. Но на персонажа это иногда бывает не очень-то и похоже. Тогда любой из взрослых подправляет его рисунок, так чтобы угадывался контур нужного персонажа: то волка, то зайчика, то старика, то старухи.
Другой возможный вариант. Взрослый рисует только часть персонажа. Например, у зайчика рисует тело, лапы, хвостик. А голову и уши ему подрисовывает ребенок (пусть даже по масштабу не соответствующие – получится даже интереснее).
Потом все это вырезается ножницами. Каждый вырезает свое, и все помогают друг другу.
Как правило, дети любят вырезать фигурки по контуру. Эффект заключается в том, что каким бы наивным ни был рисунок, вырезанный по контуру он преображается, становясь игровой условностью. Так что даже у тех из взрослых, у кого существовал «страх рисунка» (нарисую, а похоже не будет), вырезанные контуры вызывают искреннее восхищение.
Волшебство обычного фонарика
Когда персонажи готовы, в комнате выбирается свободная стена. На расстоянии 1–1,5 метра от нее ставится табуретка, к ножкам которой прислоняется оргстекло (см. рисунок).
Сейчас найти оргстекло не проблема. Например, моя дочь разбирает большой постер, из рамки которого оргстекло вытащить (а потом вставить обратно) совсем нетрудно. Использовать же оконное опасно: разобьется или кто-нибудь порежется о край.
На оргстекло с внешней стороны стены укладываются нужные персонажи, а с другой стороны включается фонарик либо настольная лампа. Шторы задергиваются. И на стене появляется тень! Гораздо больших размеров, чем отбрасывающий ее оригинал! Это само по себе впечатляет достаточно сильно…
Если освещать фонариком, то любое его движение вызывает перемещение тени на стене. В результате все фигуры «оживают» и начинают скакать, хотя к самим контурам никто не прикасается!
В тесноте да не в обиде!
Во время представления каждый гость озвучивает свой персонаж. Чтобы быть к нему поближе, все невольно как-то обустраиваются возле «игровой» табуретки. Возникает тесная компания, в которой всем становится комфортно.
А потому все начинают не только друг другу помогать советами, но и спокойно эти самые советы и подсказки соседей принимать для улучшения своей работы. Например, куда фонариком светить, какой персонаж пора на оргстекло выставлять, какие слова говорить, и на какой мотив песенку лучше петь.
И, конечно же, все эти режиссерские советы, реплики, комментарии развитию сказочного действия нисколько не мешают, а наоборот, стимулируют личное творчество каждого из участников.
Более простые варианты
В одной из комнат у нас в квартире двери с матовыми стеклами. Вот вам готовый экран для представления театра теней. Однажды мы так и сделали. Гости выбрали сказку, тут же изготовили персонажей. В самой комнате задернули шторы, а в коридоре включили свет. Если со стороны коридора к матовому стеклу прислонить вырезанный силуэт, то возникал четкий контур.
Зрители, сидя в темной комнате, внимают магию театра теней, как правило, разинув рот. Но во время такого представления они более пассивны. Ведь спектакль озвучивают только те, кто находится за экраном (в коридоре).
А вот в табуреточном варианте исполнители и зрители не разделяются дверью-экраном, поэтому театр делается у всех на глазах. И каждый может и сам фонарь подержать, и туда-сюда световым лучом по экрану побегать. То есть степень участия каждого в общем действии резко возрастает.
Поэтому никто на диване или в кресле усидеть не может. Всех так и тянет поближе к табуретке, и все вместе сидя за кулисами (оргстеклом), помогают друг другу вовремя выставлять на стекло нужный персонаж, выдумывать слова и импровизировать сюжетные ходы.
Если очень хочется, то можно!
И вот еще о чем. Моя старшая внучка помешана на кошках. И если гости выбрали «Колобок», то кошку она все равно нарисует, и это нормально. Значит, в нашем театре теней сказка про Колобка будет не совсем обычной, в ней и кошечке место найдется…
Принципиальная наивность
Однажды моя дочь в молодежной фольклорной студии предложила на Рождество организовать вертеп в виде теневого театра. Сначала решили попробовать. И репетиция всем очень понравилась.
«Все здорово, – сказала одна из участниц,– но персонажей мы заранее художникам закажем. А то у нас куклы кривые, косые получились». Пришлось специально объяснять, насколько принципиально, чтобы все присутствующие своими руками – здесь и сейчас – готовили все необходимое для представления.
Если персонажи будут сделаны художником, то гостям озвучить их будет сложно. И совсем иное дело, когда взрослый, кое-как зайчика или лисичку нарисовав (он ведь не художник) и свой рисунок по контуру вырезав, увидел, что в результате получилось очень даже неплохо. А уж потом, когда большая тень – дрожащая, живая, пляшущая – на стене появится, то он и сам убедится, как все здорово у него получилось. И тогда что голос персонажа, что его интонации и нужные слова сами собой начинают в голове возникать и звучать всем на удивление…
Вячеслав Букатов
Просмотров:
1761
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
09.02.2008
|
Современные родители делятся на два полярных лагеря: на тех, кто спит вместе со своим младенцем, и тех, кто категорически против этого. Так как же на самом деле: вредно или полезно брать ребенка в свою постель? Об этом размышляет Мария Барабаш
Раньше о совместном сне у нас в стране не особо было принято говорить, однако это не значит, что его не было – так делают и всегда делали миллионы родителей во всем мире. И только в последние несколько десятилетий сон с ребенком получил реабилитацию в кругах специалистов: многие психологи, физиологи, педиатры рекомендуют его.
Грудничок очень долго после рождения чувствует себя единым целым с матерью и предпочитает с ней не расставаться. Мать высыпается – ведь ночью никуда не нужно вставать, можно покормить ребенка, даже не просыпаясь. Консультанты по грудному вскармливанию подчеркивают:это поведение инстинктивно правильное – мать создает для своего ребенка постоянное ощущение комфорта и безопасности, обеспечивает необходимую тактильную стимуляцию, напоминающую ему, что надо жить и дышать. Эндокринная система матери получает дополнительные сигналы для выработки молока, когда она ощущает присутствие младенца своим телом.
Преимущество совместного сна еще и в том, что он гарантирует удачное грудное кормление, поскольку больше всего пролактина (гормона, отвечающего за образование молока), образуется ночью, в ответ на сосание ребенка. И большинство грудничков беспокоится и сосет именно под утро, в часы, когда образование пролактина в ответ на сосание будет максимальным. Но привычка прикладываться ночью к груди может пропасть у детей, спящих отдельно от матери.
Еще один огромный плюс совместного сна: с детьми, которые спят вместе с матерью, не зафиксировано случаев СВДС (синдрома внезапной детской смерти или смерти в колыбельке).
Жан Ледлофф, американская исследовательница, автор потрясающей книги «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности», провела несколько лет в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Так вот, там никогда не бывало подобных трагедий, потому что младенцы всегда спят с матерями и днем большую часть времени проводят у них на руках. Таким образом ребенок получает жизненно необходимое ему чувство безопасности, комфорта и уверенности в окружающем мире.
Как это организовать
Уильям и Марта Серз, авторы бестселлера для родителей «Ваш ребенок», напоминают о мерах предосторожности, которые следует соблюдать:
- Ребенок должен лежать между матерью и стенкой кровати. Если кровать без стенки, можно придвинуть ее вплотную к стене и положить ребенка с этой стороны, рядом с собой, а не между родителями (дети старше года крутятся во сне и могут разбудить отца).
- Не берите в постель ребенка, если находитесь под влиянием алкоголя, транквилизатора или любого средства, понижающего вашу чувствительность.
- Избегайте перегрева. Это может случиться, если младенца сначала тепло закутали и уложили в детской кроватке, а затем перенесли к родителям, тела которых стали лишним источником тепла.
- Не кладите ребенка на мягкую перину.
- Спать в слишком тесной или общей для нескольких детей кровати тоже небезопасно для младенца. Не следует спать отцу или брату с ребенком на диване – ребенок может оказаться зажат между спинкой дивана и старшим. Чем больше кровать, тем безопаснее.
- Примите меры предосторожности, чтобы ребенок не скатился с кровати: используйте какой-нибудь ограничитель – например, диванный валик, приставьте стул спинкой к кровати или придумайте еще что-нибудь, чтобы подстраховать малыша.
Сомнения
Некоторые мамы очень боятся задавить спящего рядом младенца. Но физиологи установили, что к моменту родов у женщины в коре головного мозга формируется зона, следящая за ребенком, даже когда она глубоко спит. Обычно мать просыпается в ответ на любое шевеление ребенка, если, конечно, она не принимала алкоголь, наркотики или не больна.
Многие родители беспокоятся, что если спать с малышом с рождения, потом ему будет сложно спать одному. На самом деле это не так. Большинство детей сами покидают родительскую постель в период так называемого кризиса «Я сам!». Вот что пишет американский психолог и детский врач Мередит Смолл: «Исследования показали, что дети, которые спят в одной постели с родителями (или со старшими братьями и сестрами), чаще просыпаются и требуют кормления, но зато реже плачут, а кроме того, от матери они получают поток тактильных, обонятельных и двигательных ощущений, весьма важных для стимуляции развития. В дальнейшем такие дети лучше спят и не страдают от кошмаров».
Некоторые также возражают, что ребенок в родительской кровати может лишить отца и мать личной жизни. Но ведь постель, наверное, не единственное место для занятий любовью. При желании двое всегда найдут время и место для того, чтобы доставить друг другу удовольствие. К тому же высыпающаяся женщина скорее вспомнит о радостях любовной жизни, нежели уставшая и замученная ночными «побудками». Так что отцу совместный сон тоже только на руку.
Синхронно!
Важно научиться спать в правильной удобной позе и кормить лежа. Тогда ребенок как будто «вписывается» в ваше тело, составляя с ним единое целое, и может спать всю ночь, периодически посасывая грудь и не причиняя вам неудобств. Внимание: если младенец недоношенный, а у вас больная грудь – первое время кормить придется сидя даже ночью, но спать такому ребенку все равно нужно рядом с матерью, только не под грудью.
Если вы спите со своим ребенком с рождения, ритмы вашего сна быстро подстраиваются под его сон. Поверхностный и глубокий сон начинаются у матери и младенца практически одновременно. Вы будете просыпаться и прикладывать ребенка к груди за секунду до того, как он начнет беспокоиться. Малыш полностью не просыпается и опять засыпает, насосавшись. Мать дремлет во время сосания и засыпает крепко, когда ребенок отпускает сосок.
Промежуточные варианты
Можно организовать сон и таким образом: часть ночи ребенок спит в своей кроватке, придвинутой вплотную к постели родителей (для этого нужно снять боковую стенку). Вы в любой момент можете притянуть ребенка к себе, или он сам подползет к матери при необходимости.
Можно брать ребенка в родительскую постель в 3–4 часа утра (когда большинство детей беспокоятся и хотят сосать) – кроватка должна стоять на расстоянии вытянутой руки, чтобы вы могли ночью прикасаться к младенцу. Потребность в совместном сне с матерью уменьшается с возрастом, и в 3–3,5 года большинство детей легко переходят в свои постели. Дети, спящие с родителями в первые годы жизни, реже сталкиваются с типичными детскими проблемами, связанными со сном, страхами и нежеланием укладываться спать.
Просмотров:
1327
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
09.02.2008
| |