Из разговора мам двух полуторагодовалых малышей:
– Представляешь, моя Катька уже говорит целые предложения! Катя, скажи: «Папа пришел домой». (Катя послушно повторяет, занимаясь своими делами в песочнице).
– А мой Димочка молчит, как партизан. Говорит только «мама» и «дай». Мы и книжки ему читаем, и разговариваем много, особенно брат старший. Может, с ним что-то не так?..
Знакомая ситуация? Почему одни дети начинают говорить раньше, а другие позже? Почему дочь приятельницы в два года уже рассказывает стихи, а мой сынишка говорит три слова с половиной, и то картаво? Ведь он уже такой большой…
Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и что можно с этим делать (или не делать).
Речь ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Младенец до полугода «пробует» голос, растягивая гласные звуки. Такую «речь» называют гулением. Сначала оно появляется как эмоциональная реакция на присутствие матери, потом ребенку уже просто нравится «играть» с голосом, подражая взрослым. По характеру гуления можно догадаться, в каком ребенок находится настроении, нравится ему присутствующий рядом человек или нет. Примерно с 6 месяцев малыш начинает активно «говорить», произносит разные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба и т. д. Некоторые родители радуются: такой маленький ребеночек, а уже говорит. Но это не совсем так. В лепете ребенка нет смысла, он просто пытается подражать речи взрослых и пробует различные звуковые сочетания, что доставляет ему безмерное удовольствие. Примерно в год ребенок начинает говорить отдельные слова, у него появляется «автономная» речь (не похожая по звучанию и по смыслу на «взрослую»), затем слова обычной речи, а к двум годам малыш составляет предложения из двух-трех слов. К трем годам ребенок произносит длинные фразы, рассказывает стихи, пересказывает сказки, его словарный запас составляет примерно 1000 слов. Так выглядит развитие речи «по учебнику». Но, как известно, индивидуальное развитие ребенка может значительно отличаться от среднестатистических данных.
Вовику (так его называют мама и бабушка) четыре года. Бабушка рассказывает, что ребенок отказывается ходить в сад, он капризный, плаксивый, писает в постель или на пол, совсем не говорит и к тому же «страшный хулиган». Вовик при этом сидит, положив ноги на стол, плюется в психолога, делает «устрашающие» гримасы и грозит кулаком. Примечательна реакция бабушки на эти выходки: «Во-о-о-о-вик, ну разве так можно?» – при этом ничего, кроме гордости за Вовика, в голосе не слышно. Спрашиваю, беспокоит ли родителей тот факт, что ребенок в четыре года не разговаривает. Бабушка отвечает, что нет, не беспокоит, они понимают его и без слов (он обычно обходится несколькими словами: «уйди», «мама» и дай»).
Далее выясняется, что Вова – младший ребенок в семье, избалованный огромным количеством игрушек и сладостей (у него всегда в кармашке конфетки), но не избалованный вниманием родителей и 16-летнего брата (обычно общение с ребенком проходило в форме «посылания его подальше» и запугивания «бабаями» и «мамаями», чтобы не мешал и вел себя хорошо). Естественно, что в таких условиях ребенок к четырем годам совсем не умеет играть и адекватно общаться со сверстниками в саду и с другими взрослыми (интересно, захотели бы вы разговаривать, если вас каждые две минуты «просят» помолчать?). Первые несколько занятий Вова с неподдельным интересом наблюдал, как я играю, при этом я постоянно проговаривала, что я делаю, задавала ему вопросы, комментировала его эмоциональные реакции. Если я слишком настойчиво пыталась подключить его к игре или добивалась хоть какого-то внятного слова, то он плевался и прятался под стол. Примерно через три занятия ребенок заговорил, причем речь его была очень эмоциональной, быстрой, он говорил очень много, торопясь, проглатывая звуки. Это случилось в тот момент, когда мы разбирались с его страхами, с теми самыми «мамаями».
После того как Вова заговорил, у него пропали невербальные сигналы его страхов – энурез, гримасы, плевки, он начал ходить в сад и потихоньку общаться со сверстниками, без слез и драк.
Дальше началось самое интересное. «Внезапно» заговоривший ребенок стал рассказывать о том, что родители постоянно ругаются между собой, ругают его, старшего брата, а старший брат тоже кричит и дерется с ним. На этом этапе к работе подключилась мама (до этого она пряталась за глянцевыми журналами и с улыбкой рассказывала, что в семье все хорошо, просто вот младшенький немного «странный»). Мама признала, что семейная ситуация тяжелая, «деньги есть, а счастья нет», и все срываются на младшем ребенке. В данном случае была проведена работа с мамой (папа отказался от общения с психологом). А Вова через полтора месяца стал говорить, как и все «обычные» четырехлетние дети.
Но ведь бывает и так, что «молчат» дети, растущие в благополучных семьях, у заботливых родителей, и такие родители обеспокоены сложившейся ситуацией.
Никиту на занятия с психологом привела мама. Ее тревожило и волновало то, что мальчику уже почти три года, а он почти не говорит («мама», «папа» и «ав-ав» не в счет). Мама оказалась начитанной, она знала, сколько слов ребенок «должен» говорить к трем годам, тем более что старший сын, по ее словам, в этом возрасте уже вовсю разговаривал и даже пробовал читать. Никита – развитой мальчик: он плавает, умеет кататься на двухколесном велосипеде, на картинках показывает все предметы, о которых его спрашивают, может собрать и разобрать из конструктора модели машины, вертолета и т. д. На консультацию его привели в памперсе – «на всякий случай, он ведь маленький».
В данном случае меня заинтересовал не столько «молчащий» ребенок, сколько отношение мамы к тому, что он так мало говорит. Оно было двойственным: с одной стороны, это ее устраивало, потому что Никита для нее был «маленьким», эдаким младенцем-трехлеткой. С другой стороны, ее беспокоило, что развитие речи ребенка отстает от книжных стандартов и не выдерживает сравнений с первым сыном. Для начала мы поговорили о том, что сравнивать двух детей, даже родных братьев – неблагодарное занятие, потому что у каждого ребенка свои таланты и интересы. Старший не может сделать и половины кувырков, которые младший выполняет с ловкостью акробата, зато младшего не интересуют книжки с картинками и рисование, которыми так увлекался старший. Затем мы пришли к выводу, что Никита отлично справляется с ролью «младенца»: он спит в памперсе, ночью пьет молочко из бутылочки, днем спит на улице в коляске и упорно «не умеет» говорить. Мой вопрос о том, хочет ли она как-то изменить эту ситуацию, начать общаться со своим ребенком немного по-другому, поставил ее в тупик. Иногда так тяжело бывает признать, что твой ребенок растет… Результатом «отделения» мамы от Никиты стало поступление ребенка в детский сад. Через пару месяцев он уже бодро рассказывал стихи на садовском утреннике, а мама счастливо улыбалась, слушая свое «взрослое» чадо.
Даже из этих двух случаев видно, что факторы, которые могут повлиять на развитие речи ребенка, весьма разнообразны. Это может быть и недостаточное общение с ребенком, игнорирование его потребностей, и детские страхи, и общение, не соответствующее возрасту ребенка. В практике нередки случаи, когда дети с небольшой разницей в возрасте общаются специфическим образом: старший ребенок, как и родители, прекрасно понимает невербальные проявления младшего и его «автономную» речь, тем самым невольно замедляя речевое развитие младшего ребенка (хотя играют и разговаривают с ним большую часть дня).
Конечно, если вашему ребенку исполнилось три года, а он не начал говорить, и при этом вас беспокоят какие-либо особенности его поведения (плохо спит, ест, гримасничает, обгрызает ногти на руках и ногах, ест волосы и т. д.), то лучше обратиться к специалистам: психологу и логопеду. Если же ваш ребенок начал произносить свои первые слова и фразочки чуть позже сверстников (несмотря на то что вы много с ним общаетесь, читаете книжки с картинками, играете в куклы) – это не повод для тревоги. Понаблюдайте за своим малышом: возможно, ему просто нравится упражнять другие навыки: лазать по лесенкам, конструировать. А в умении говорить ребенок быстро догонит своих ровесников. Но чуть позже.
Cветлана Гани