Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 05:55
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2007 » Октябрь » 23

Быть родителем без чувства виныВечно загруженные работой, страдающие от нехватки денег и еще больше – от недостатка времени, родители теряют авторитет у собственных детей. И чувствуют перед ними вину. Психотерапевт Светлана Кривцова анализирует несколько типичных жизненных ситуаций.

Наш консультант:
Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт, автор нескольких книг; одна из последних – «Как найти согласие с собой и миром» (Генезис, 2004). Она мама 10-летней дочери Василисы.
 
 

Я – очень требовательный родитель

Подавляю ли я личность ребенка?

«Не ешь руками!», «Сделай музыку потише!», «Отойди от компьютера!» – часто слышит ребенок от уставших на работе родителей. Дети все делают не так и часто выводят нас из себя. И мы срываемся на крик, а потом переживаем: видимся так мало, и вот, пожалуйста – он плачет, замкнулся или хлопнул дверью так, что зазвенели стекла...
Расставим точки над «i». Детям необходима наша твердость. Они нуждаются в четких рамках, и худшее, что мы можем для них сделать, – воспитать ощущение вседозволенности. Будьте последовательны: установите правила и напоминайте о них. Осваивая их, ребенок приобретает независимость. Ведь быть счастливым – не значит давать волю своим порывам. Наоборот, это значит уметь их контролировать, чтобы не стать их рабом. А также владеть правилами хорошего тона, быть пунктуальным или следовать какому-либо другому кодексу, который принят среди людей, рядом с которыми мы живем.

Техника заезженной пластинки

Этот психологический прием позволяет повысить вероятность того, что в общении с ребенком вы будете услышаны. Умерив свое раздражение и гнев, действуйте спокойно и последовательно.

Коротко скажите о вашей проблеме. Например: «Вчера я очень волновалась, когда ты не вернулся домой вовремя».

Главную мысль всегда выражайте ясно и позитивно. Бессмысленно говорить: «Никогда так больше не делай».

Выслушайте объяснение, добавляя, словно заезженная пластинка, свои главные слова. Например: «Ты совершенно прав. Да, я поняла, что ты был с друзьями, но, пожалуйста, звони, если ты решил задержаться».

Главный посыл всегда формулируйте без частицы «не», объясняйте, что нужно сделать и каким образом. Согласитесь, «Прекрати опаздывать!» менее убедительно, чем «Пожалуйста, звони, если ты решил задержаться». Рискните: вы увидите озадаченный, серьезный взгляд своего ребенка. И почувствуете, что услышаны!

Срываясь, мы испытываем чувство вины и так наказываем себя. Как этого избежать, оставаясь твердыми? Детям всегда хочется иметь дело с живым человеком. Если, сорвавшись на крик, вы готовы объясниться и принести извинения, ребенок не обидится. Впрочем, вы можете быть услышанным не повышая голоса. Три-четыре повторения – и ребенок ваши требования услышит. Этот прием практикуется давным-давно и называется «Заезженная пластинка».

Будьте искренни, критикуйте поведение, а не личность ребенка, никогда не жалейте времени и сил для обсуждения спорных вопросов. Иногда к разговору лучше вернуться позже, когда страсти улягутся. Но обязательно выслушайте ребенка, чтобы он не чувствовал себя придушенным вашим монологом. И еще: реакция на шалости должна быть соразмерной степени проступка. В чем-то можно пойти на компромисс: например, позволить ложиться спать на каникулах позже, не почистить зубы в момент сильной усталости или не выучить урок, если болит голова. Но есть вещи, в которых компромиссам нет места. Даже если болит голова, нужно вернуть взятую без разрешения чужую вещь, извиниться за нечаянно нанесенное кому-то оскорбление... Сила нашей реакции на проступки определяет систему ценностей ребенка. Если мы на все реагируем одинаково бурно, он не сможет понять, что в его поведении хуже: пройтись босиком по холодному полу или нагрубить соседям...

Я слишком много работаю

Он чувствует себя покинутым?

Типичное заблуждение многих матерей – уверенность в том, что стоит побыть с ребенком достаточно долго, и он перестанет чувствовать себя покинутым. На самом деле простого присутствия рядом недостаточно. Качество общения имеет большее значение, чем количество проведенных вместе часов.
Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если он чувствует себя покинутым, он обязательно это покажет. Одни дети в подобных случаях становятся агрессивными и плаксивыми. Других преследуют страшные сны. Некоторые привлекают наше внимание, делая заведомые глупости. Конечно, в такие моменты хорошо побыть вместе подольше, сократив объем работы или взяв отпуск. Но куда важнее уделять ребенку больше внимания, когда вы находитесь рядом. Вместо того чтобы усаживать его перед телевизором, пока вы готовите еду, болтайте с ним на кухне. Особенно важны семейные ритуалы и ритм общения. Пусть ребенок знает, что хотя бы раз в неделю получит вас в свое распоряжение (на субботний вечер, воскресное утро...). И это ваше с ним время, на которое никто посягнуть не может. Старайтесь чаще находиться в непосредственной близости от него, на расстоянии прикосновения: кормите его сами, купайте (совсем маленьких), ласкайте... Телесный контакт с родителями помогает обрести чувство защищенности.

У меня нет средств на то, что он просит

Будет ли он из-за этого страдать?

Дело вовсе не в деньгах, а в постоянном стремлении подростков быть как все. Решать проблемы своей самоценности посредством покупки престижных вещей – большое искушение. Но для воспитания личности важно не всегда иметь то, что есть у других детей. Некоторая доля переживаний по этому поводу даже полезна, но при одном условии: ребенок должен понимать, что за нежеланием родителей (независимо от того, состоятельны они или нет) уступить его просьбам стоит их твердая позиция. Научиться довольствоваться тем, что имеешь, непросто, но иначе человек рискует вечно чувствовать себя неудовлетворенным, начинает измерять собственную ценность стоимостью и престижностью своего антуража.
Переключите его внимание с внешних атрибутов на внутренние: на то, что он умеет делать хорошо, чем он может гордиться. Разговаривайте с ним об этом, объясняйте свою позицию – разумеется, если именно таких взглядов вы и придерживаетесь. И еще: к сожалению, современные дети зачастую видят оживление на лицах родителей лишь во время походов по магазинам. Они зовут нас за покупками, когда хотят, чтобы семья ощутила праздник. Поэтому устраивайте семейные праздники, которые не стоят целого состояния, дарите радость, за которую ничего не нужно платить. Такие переживания – лучший аргумент в пользу независимости от вещей и денег.

Я развожусь

Повлияет ли это на всю его жизнь?

Дети не любят расставания, стабильность отношений родителей для них – основа стабильности мира. В то же время они скорее предпочтут, чтобы родители расстались, чем продолжали жить в постоянных ссорах. В разводе есть ясность, дающая чувство определенности.
Безболезненного развода не бывает. Важно, чтобы он был удачнее вашего распадающегося брака. «Он плохой муж для меня, но хороший отец для тебя» – вот основа разговора с ребенком постарше. Для маленького понятны слова в стиле детской песенки: «Папа и мама живут не вместе, но очень любят тебя!» Определите ориентиры, которые помогут ему адаптироваться к новой жизни: где он будет отныне жить, в какой школе учиться, как часто сможет видеться с отцом или мамой. Наивно полагать, что развод не доставит ребенку страданий. Но если вы хотите, чтобы в будущем он был счастлив в личной жизни, не скрывайте своих истинных чувств. С сердечными муками он справится, если вы оба ради него проявите друг к другу уважение.

Журнал PSYCHOLOGIES №3, 2006

Просмотров: 1482 | Добавил: Admin | Дата: 23.10.2007 | Комментарии (0)

Некоторые родители уверены, что от домашних животных – одни проблемы: кормить, убирать, выводить гулять. Нешуточная ответственность! А еще аллергия на шерсть может возникнуть или микробы-бактерии в доме поселятся… Но наука утверждает: для нормального развития ребенку просто необходимы домашние питомцы.

Нехитрая статистика

Дети и домашние животныеДанные разных исследователей говорят о том, что домашние животные играют огромную роль в воспитании детей. Так, подростки, растущие там, где есть четвероногие питомцы, как правило, воспринимают обстановку в семье как благоприятную. В то время как подавляющее большинство тех, у кого животных нет, считают, что дома не все благополучно. Тревожность и конфликтность в семьях с животными значительно ниже, дети гораздо реже испытывают чувство неполноценности, менее агрессивны и более общительны. А дети, у которых есть собака, легче переживают развод родителей.

Американские исследователи изучали предпосылки развития наркомании у подростков. Основными причинами, приводящими к беде, оказались холодная атмосфера в семье и отсутствие заботы – о младших сестренках и братишках или о четвероногих питомцах.

Еще более важны отношения с животными, будь то собака, кошка, морская свинка или хомячок, для детей, по разным причинам оставшихся сиротами. Очень часто воспитанники детских домов считают самым близким себе существом четвероногое воздание, которое для них иногда значит больше, чем друзья, учителя, воспитатели или родственники.

Дисциплина и ответственность

Во многих семьях, где есть собака, она служит ребенку товарищем в играх. Но заботы о ней чаще всего целиком и полностью лежат на плечах родителей. Почему? Обычный ответ: у детей еще нет чувства ответственности, и вверять их попечению живое существо опасно и неразумно. Интересно, а как разовьется у них чувство ответственности, если им не доверяют?

Между тем забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать. Я часто встречаю в нашем дворе четырнадцатилетнюю школьницу Таню с далматинкой Элси. Ее Тане подарили около года назад. Это была награда за хорошую учебу. Таня долго готовилась к тому, что у нее появится собака, о которой она мечтала всю сознательную жизнь, приучила себя вставать в шесть часов утра, чтобы гулять с собакой, и теперь каждый день по часу гуляет со своей Элси утром и вечером. При этом она успевает сделать гораздо больше дел, чем раньше, до появления собаки. Кроме школы, девочка еще занимается на компьютерных курсах и курсах быстрого чтения.

Лет в 12–13 подростку можно полностью доверить собаку. До этого возраста детям надо активно помогать и, главное, контролировать – ребенок есть ребенок, он может просто забыть погулять, да и физически прогулки с собакой по нескольку раз в день могут быть тяжелыми для него. Кстати, это не означает, что подростку в этом совсем помогать не следует. Родители Тани, например, в конце августа, перед началом занятий в школе, дали ей отоспаться – утреннюю прогулку взял на себя папа.

А вот полностью заботиться о хомячке или морской свинке ребенок может самостоятельно уже в 6–7 лет.

Четвероногие воспитатели чувств

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и, как правило, связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая точно так же зависит от него, как он от родителей.

Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, то это происходит потому, что они еще не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. И нужно им это объяснять. Когда ребенок чересчур агрессивно обращается с животными, хорошо воспитанные четвероногие сами легко находят выход из ситуации: они просто сбегают, но не кусают, ведь для высших млекопитающих любой детеныш – табу, трогать его нельзя. Крайне редко собаки не любят детей, и обычно они предупреждают заранее, чтобы к ним не приближались (кстати, все знакомые мне таксы детей не слишком привечают). Но когда в доме живут малыши, то домашние питомцы их просто обожают и чаще всего с удовольствием участвуют во всех совместных играх и развлечениях, иногда весьма бурных.

А уж преданность животных просто потрясает. Характерно поведение кошки Ю-ю, увековеченной А. И. Куприным: когда ее «дружок и мучитель» Коля заболел, то она дежурила днем и ночью под его дверью и оставила свой пост только тогда, когда каким-то своим сверхъестественным чутьем поняла, что кризис миновал и в состоянии мальчика наступил перелом к лучшему.

Поднимаем самооценку

Щенок или котенок для ребенка – непременный участник его игр. Вообще игры как для детей, так и для детенышей высших животных – очень важная часть процесса развития. Домашние питомцы как партнеры в играх, особенно подвижных, развивающих, на мой взгляд, просто незаменимы. При этом создается впечатление, что играть им нравится не меньше, чем детям. Кроме, конечно, старых солидных животных, которым уже не до игр – возраст не тот.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками – разговаривают, поверяют свои тайны. Котик или песик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда выслушивает и понимает! А в отличие от сверстников – никогда не сплетничает и не ябедничает. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку – заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий «младший брат» выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах. Впрочем, не только в своих. Вспомним известный фильм «Бетховен» – когда девочку повсюду сопровождает огромный сенбернар, она поднимается сразу на несколько ступенек вверх в подростковой иерархии, на нее начинают обращать внимание мальчики.

Любви много не бывает

Возня с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Любовь ведь не просто слова и отношения, она должна обязательно выражаться и в ласке, и в прикосновениях. Ребенок нормально развивается только в тесном физическом контакте с матерью. Человек, лишенный этого в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – он будет опасаться любых контактов, как физических, так и эмоциональных. Ласковое, теплое, пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит человека безо всяких условий и безо всяких заслуг с его стороны, может оказаться просто спасением.

Маленькие дети подсознательно нередко тянутся к большим мохнатым собакам – их теплое тело как будто напоминает им маму. Многие подростки, наоборот, любят маленьких собачек и других зверьков – это уже смутно начинает пробуждаться родительский инстинкт.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой. И, конечно, как и для взрослых, домашние любимцы для детей – мощный источник положительных эмоций и сильнейший инструмент для снятия стресса. Причем для того, чтобы обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, не обязательно заводить непременно кошку или собаку – достаточно хомячка или пушистой морской свинки.

 Ольга Арнольд, кандидат психологических наук,  
ведущий психолог-консультант Института развития личности

Просмотров: 2491 | Добавил: Admin | Дата: 23.10.2007 | Комментарии (1)

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz