Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 04.05.2024, 16:22
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2007 » Октябрь » 12 » Как разгрузить детское время
Как разгрузить детское время
16:53

Мы воспринимаем его по-разному

У взрослых и детей время течет... с разной скоростью. «Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого, – поясняет психофизиолог Татьяна Цехмистренко. – С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее». Кроме того, для многих детей лет до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог, автор операциональной концепции интеллекта человека Жан Пиаже (Jean Piaget) утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.

Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, – рыдала девочка. – Не хочу до ночи работать, как вы!» А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»
Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.

Почувствовать ход времени

Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.
«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, – признается Катя, мама двухлетней дочки. – Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп».

Учение не терпит суеты

Главная ошибка взрослых – недоверие к естественному желанию ребенка познавать мир, стремление как можно быстрее научить его читать, писать, считать и мыслить по-взрослому. Альтернативу традиционному подходу предлагает вальдорфская педагогика. Ее сторонники не поощряют раннее обучение, они уверены: не следует торопить события и принуждать детей усваивать знания до того, как они смогут их логически осмыслить. Так, в вальдорфских школах 7–8-летние дети только начинают знакомиться с алфавитом, тогда как в обычных учебных заведениях от первоклашек уже на момент поступления требуют знания букв. В подходе вальдорфцев к воспитанию и обучению есть спорные моменты, однако очевидно одно: дети, обучающиеся по вальдорфской системе, страдают от перегрузок значительно реже, чем их сверстники из традиционных садов и школ.

Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько – чтобы созрели помидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», – поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.

Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно – так время становится для них реальным. «Завтра» – это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.

Осознать, что происходит

«Зачем я делаю то, что делаю?» – ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный график, в котором практически все мы живем. Многим знакома эта сцена: раннее утро, мама пытается одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю – быть может, первую и последнюю за день – и помочь сыну или дочке собраться в детский сад или школу. В этой ситуации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться непросто. Но ребенку еще труднее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образуется порочный круг: малыш начинает нервничать, темп сборов окончательно падает, и мама раздражается еще больше.
«Каждый процесс можно разделить на три этапа, – поясняет психотерапевт Наталья Кедрова. – Сначала мы ориентируемся в ситуации, потом начинаем двигаться к цели и наконец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отношениях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зачастую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг».

Все мы, а дети особенно, не любим совершать действия, смысла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного постоянно подчиняться никак не аргументированным требованиям взрослых, время – непостижимое и почти всегда враждебное – становится источником постоянной тревоги. И самый простой способ избавиться от нее – механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть. «Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчиняться обстоятельствам и даже не пытается планировать свое будущее: все равно оно зависит не от него, – продолжает Наталья Кедрова. – Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с трудом сможет принимать самостоятельные решения».

Пусть выбирает сам

Дети меньше устают и лучше переносят нагрузки, когда занимаются тем, что им нравится, что их интересует. Хотя чаще всего (особенно если речь о дошкольнике или младшем школьнике) занятия для них выбирают родители. «Взрослые не очень доверяют желаниям своих детей, – говорит детский психотерапевт Марина Бэбик. – Это недоверие – результат установки, которая в нас очень сильна: взрослый знает лучше, что надо ребенку». Попробовать дождаться, когда ребенок сам проявит инициативу и попросит записать его в спортивную секцию или студию рисования? «Такая стратегия может быть вполне успешной, – считает Марина Бэбик. – Правда, есть один нюанс: у ребенка должен быть выбор. Активно обсуждайте с ним его мечты и желания, рассказывайте ему о своих. Ходите с детьми на концерты, выставки, берите их с собой на спортивные занятия и в книжные магазины – одним словом, делитесь с ними тем, что вам самим очень нравится, что вас интересует».

Помогать, но не критиковать

Мы хотим, чтобы дети успевали многое – для их собственного блага, разумеется: таким образом мы готовим их к той жесткой конкуренции и предельной загруженности, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни. Дети же будто нарочно тормозят в самых простых делах: часами собираются на прогулку, бесконечно сидят за уроками... Что это – результат детской неорганизованности? Психофизиолог Татьяна Цехмистренко объясняет: «Дети обретают способность самостоятельно планировать свое время не раньше девяти лет – лишь к этому моменту у них начинают созревать зоны мозга, ответственные за волевую регуляцию деятельности. А до этого им в самом деле трудно держать в голове, что и в каком порядке они должны сделать. Многие и в 12 лет по-прежнему нуждаются в нашей помощи». Сын опять забыл покормить кошку? Заведите дома пробковую или магнитную доску для объявлений, вместе напишите список ежедневных дел. Пусть он вспоминает о своих обязанностях, посматривая на доску, а не после того, как его снова пристыдят.

Общаться, чтобы познать

Ребенку очень важно чувствовать, что родители участвуют в его жизни и относятся к его мнению с уважением и интересом. Именно поэтому язык безоговорочных директив для общения с ребенком не годится: родитель, изъясняющийся сплошными императивами и избегающий диалога, рискует не быть услышанным. Татьяна Цехмистренко уверена: «Требуя от родителей общения, дети бессознательно заботятся о своем развитии. Ребенку необходим этот непрерывный диалог, чтобы выстроить гармоничные отношения с реальностью, в том числе и со временем».

Особенно остро необходимость в общении дети чувствуют, вступая в подростковый возраст. И эта повышенная потребность в контакте может создавать дополнительные проблемы. Родители подростков часто жалуются: «Он слоняется без дела, ничто его не занимает. Он впустую тратит свое время». Что происходит в этот момент? «Вопреки расхожему мнению, скука возникает не от безделья. Она появляется тогда, когда ни одно из возможных занятий не удовлетворяет главной на текущий момент потребности человека, – поясняет Татьяна Цехмистренко. – Базовая потребность подростка – это общение. И наступает момент, когда любимые дела перестают радовать его – просто потому, что гораздо больше ему сейчас хочется «пустой болтовни» со сверстниками».

Более того, если родители найдут хотя бы двадцать минут в день для разговоров со своим ребенком-подростком, тот откликнется с благодарностью. Его время наполнится смыслом, и, возможно, к нему не только вернутся прежние увлечения, но и появятся новые.

Игра и терапия

Как быть, если сын или дочь не в ладу со временем? Решить проблему помогает недирективная игровая терапия. Этот метод разработала американский психотерапевт Вирждиния Экслайн (Virginia Axline) в конце 40-х годов прошлого века. Играя, ребенок лучше понимает свои чувства, учится общаться, в том числе и со временем. Занятия проходят в игровой комнате, индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: куклы, машинки, маски, стол для игры с водой и песком и т. д. Ребенок играет при ненавязчивом участии терапевта-психолога, который, наблюдая, выявляет возможные причины проблем и помогает ребенку справиться с ними.

Разрешить себе ничего не делать

Невозможно эффективно использовать свое время, если пренебрегать естественными паузами, предусмотренными природой: за вдохом следует выдох, после шторма наступает штиль. Но избыток свободного времени у ребенка многим родителям кажется опасным: «Если он (она) будет слоняться без дела, начнутся проблемы: перестанет учиться, попадет в дурную компанию, отвыкнет работать…» Боясь «лишней» свободы, мы заставляем детей жить в жестком режиме, где нет места свободному дыханию. «Если у ребенка жизнь расписана по минутам, у него не остается и получаса в день на внутренний диалог с самим собой, – говорит Дмитрий Колесов. – А именно в нем и развивается личность человека: он учится осознавать свои желания, выясняет свои приоритеты, выстраивает свою систему ценностей». Константин Сумнительный добавляет: «Конечно, мы все довольно жестко встроены в расписание, это наша реальность, и ее не отменить. Но расписание все же не догма, а лишь канва для рисунка жизни. Иногда не торопясь пройтись по парку гораздо важнее с точки зрения развития души, чем занятие по кунфу или даже урок музыки».
Мы не хотим, чтобы жизнь детей превратилась в бесконечную гонку с препятствиями. Поэтому так важно научить их наслаждаться передышками и ощущать внутреннюю свободу. Попробуйте проявить немного гибкости: разрешите им иногда пропустить уроки в школе или занятие в секции. Детям, как и нам самим, необходимо время для созерцания и общения, причем не только с родителями и друзьями, но и с самими собой

Вита Малыгина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 
 

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz