Творческому человеку, равно как преуспевающему бизнесмену или политику, часто приходится работать по 10, 12 и даже по 18 часов в сутки. Напряженный темп жизни – не для болезненных людей. Кому нужен работник, который может простудиться на первом же сквозняке? Даже если он прочитает миллион книг и будет знать очень, очень много… Работа требует не только таланта, знаний, опыта, но и физической выносливости.
Регулярные физические нагрузки позволяют повысить устойчивость к заболеваниям, стать выносливым, снимать стресс и психологическое напряжение.
Здоровье прямо пропорционально уровню физической подготовки. А уровень физической подготовки ребенка – это результат его «физической культуры». Большинство наших сограждан почему-то забывают, что здоровье зависит не только от генетики, но и от каждодневной работы над ним. Причем работы осознанной. Даже если ребенок привыкнет подчиняться приказам сделать зарядку или прокатиться на лыжах, это не значит, что, став взрослым, он будет это обязательно делать. Культура не усваивается по приказу. Она выращивается, прививается одним людям от других. И родителям необходимо приложить немало сил, чтобы культура физическая стала важной составляющей общей культуры растущего рядом человека.
«Физра» или физическая культура?
Часто у детей возникают проблемы на школьных уроках физкультуры. «Не буду заниматься!» – заявляет ребенок. «Заставьте заниматься!» – требует учитель. «Успокойся, справку достанем!» – делают вывод сердобольные родители.
К сожалению, часто конфликты возникают из-за непрофессионализма педагога, и с этим родители не могут бороться. Но подделка документов, пренебрежение этим учебным предметом могут в дальнейшем привести к куда более серьезным проблемам.
Во-первых, школьник, поняв однажды, что справку можно «нарисовать», сделает это и во второй, и в третий раз, причем гарантии, что он так не станет обманывать и своих родителей, нет никакой.
Во-вторых, работать над своим телом после этого ребенок, скорее всего, перестанет вовсе. Такая «поддержка» родителей формирует у него представление о ненужности занятий физической культурой –, ведь от математики в ситуации конфликта с учителем его никто не освободит.
Даже если ребенок занимается вне школы в спортивной секции, поддельная справка – не выход из положения. Дело в том, что чаще всего конфликты с учителем физкультуры возникают из-за психологических проблем, которые есть у ребенка.
Вот лишь некоторые из них: мальчик стесняется своего маленького роста (он не хочет все время стоять последним в шеренге); девочка стесняется своей фигуры; никто не хочет играть в одной команде с этим ребенком...
Список можно продолжать до бесконечности: через тело так часто ранят и душу… Именно на уроках физкультуры детские взаимоотношения становятся более видимыми и очевидными. На всех других предметах школьного цикла дети осваивают только знания, за что и получают отметки. На физкультуре они показывают навыки своего тела, то есть самую уязвимую часть себя. И именно эти навыки оцениваются учителем. Если в классе нездоровая психологическая обстановка, над ребенком начинают посмеиваться или даже насмехаться. Это и заставляет его вести себя вызывающе, отказываться выполнять упражнения, грубить.
Именно эту, внутреннюю ситуацию, которая привела к конфликту, надо исправлять, а не внешние причины конфликта.
Заинтересовать или не разочаровать?
Привить ребенку основы физической культуры можно и не на уроках. Для начала стоит попробовать понять, является ли она частью (важной частью!) культуры родителей.
Часто они сетуют, что их ребенок не интересуется спортом, что они не могут уговорить его даже уроки физкультуры посещать, не то что покататься в выходной на лыжах или поплавать. Причину такого поведения сына или дочери следует поискать, прежде всего, в окружающих его людях. Нетрудно догадаться, что если в семье заниматься спортом не принято, если над атлетически сложенными людьми дома подшучивают: «Сила есть – ума не надо», – вряд ли ребенок прислушается к совету друзей, учителей и даже самих родителей «позаниматься спортом для своего здоровья».
Силу примера родителей часто используют в своей работе опытные учителя физической культуры. Например, открывают в школе секцию аэробики для мам, те начинают заниматься, видят эффект (два-три сброшенных килограмма в месяц, хорошее самочувствие, настроение) – и их дети тоже с удовольствием идут на занятия.
То же самое можно сделать и самим, для начала записавшись в тренажерный зал или в бассейн. И ребенка позвать с собой, за компанию…
Но бывает и по-другому. В спортивной семье «вдруг» растет совершенно неспортивный ребенок. Чаще всего это – следствие какого-нибудь замечания, сделанного невзначай и даже не замеченного старшими. «Ой, ты на перекладине висишь… как сосиска! – мог посмеяться над мальчиком папа. – Вот я в твои годы...» Или: «Ты не умеешь красиво двигаться, надо позаниматься гимнастикой или походить на танцы, и вот тогда...» Любые замечания сильно ранят детей, но особенно – замечания и шутки близких людей.
Такую ситуацию легче предотвратить, чем исправить. Стоит только себя поставить на место несправедливо обиженного ребенка, и становится ясно: забыть чужие слова бывает невозможно. Конечно, некоторых подобные фразы лишь побудят к действию – к тренировкам, но, поверьте, таких людей гораздо меньше, чем тех, у кого после нетактичных и грубых замечаний опускаются руки.
Какую выбрать секцию?
Каждый ребенок хотя бы однажды в жизни объявляет: «Хочу заниматься…» – и называет какой-нибудь вид спорта. В этой, на первый взгляд, простой ситуации родители поступают по-разному. Одни быстро соглашаются: «Да, конечно, будем возить тебя на тренировки». Другие строят целую систему договорных отношений: «Если хочешь заниматься – пожалуйста, но только чтобы отметки были в школе хорошие, и учти, если начнешь – тогда уж не бросай».
Пожалуй, единственно правильного решения не существует, но есть некоторые рамки, правила, позволяющие родителям избежать классических ошибок. Желание ребенка нужно поддержать, каким бы абсурдным оно ни представлялось взрослым. Конечно, это желание может оказаться неглубоким и измениться довольно скоро, и тогда взрослый человек подумает, что он просто зря потратил свои силы на поддержку.
Хочется напомнить одну расхожую фразу: «Физкультура лечит, спорт калечит». Мечты родителей о победах их чад на Олимпийских играх и чемпионатах мира часто приносят горе их детям. Может быть, решение ребенка – единственно верное на этот момент?
Грань между любительским спортом (в котором больше физической культуры, чем собственно спорта) и профессиональным (работа на износ, принесение в жертву спорту здоровья, личного счастья и др.) тонка. К победе на соревнованиях класса или школы стремится каждый. Жертвовать всем ради победы готовы единицы.
Многие возразят: «Не будем ли мы таким образом воспитывать в наших детях безответственность?» Не думаю. Безответственность, скорее, разовьется там, где к своим обязанностям безответственно относятся окружающие ребенка взрослые.
Исследование в области физической культуры (Андрей Полозов. Сколько нужно спорта для здоровья?) Для гармоничного развития человек должен позаниматься в своей жизни разными видами спорта. Одним – на выносливость (это могут быть лыжи, плавание, бег), другим – игровым (волейбол, футбол, теннис и др.), третьим – на координацию движений (гимнастика, акробатика) и, конечно, хорошо бы еще и четвертым – чисто интеллектуальным (таким как шашки или шахматы). Каждый вид спорта дает определенные навыки, которые потом обязательно пригодятся в жизни.
С готовностью и оптимизмом
Несколько советов, которые помогут родителям серьезнее отнестись к физическому развитию ребенка
lНе стоит относиться к проблемам на уроках физкультуры скептически! Проблемы могут быть гораздо глубже и серьезнее, чем кажутся на первый взгляд! Если возник конфликт, попытайтесь понять – почему. Поговорите с ребенком (наедине, спокойно!).
l В школах проводятся соревнования, в том числе и для семей. Не думайте, что, отказавшись в них поучаствовать под предлогом занятости и усталости, вы не нанесете вреда своему ребенку.
l Прежде чем заинтересовывать ребенка физической культурой и спортом, подумайте, все ли вы сделали, чтобы не разочаровать его в естественном стремлении быть сильным, ловким, красивым! Если поймете, что обидели, не бойтесь принести извинения: это только возвысит вас в глазах ребенка!
l Обязательно приходите «поболеть» за дочку или сына, даже если они участвуют в соревнованиях своего класса. Ваш интерес к занятиям спортом – залог интереса к нему вашего ребенка!
l Дети – это дети, а не «маленькие взрослые»! Детство – время проб и даже ошибок. Так растущий человек узнает мир, ищет свое место в нем. Ребенок будет заниматься в спортивной секции столько, сколько нужно его организму: поверьте своему ребенку!
Ольга Леонтьева
Просмотров:
2313
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
11.10.2007
|
|
Число близоруких людей во всем мире растет. В Японии, например, их уже около 70%. Очевидно, это плата за прогресс, так как природа не создавала наш глаз для мелкой работы вблизи. Человек должен был вглядываться вдаль, где его ждала добыча или подстерегали враги. Но пока наши глаза с помощью эволюционных изменений не приспособились к разглядыванию мелких буковок или созерцанию мерцающего экрана телевизора, попытаемся сохранить их зоркими, вооружившись современными знаниями.
Кому на роду написано
По статистике, больше половины учеников из школ с углубленным изучением иностранных языков в старших классах носят очки. А в обычных школах близорукие составляют пятую часть учащихся.
Но не только учебная нагрузка портит детям зрение. Доцент кафедры глазных болезней педиатрического факультета РГМУ Нина Васильевна Максимова говорит, что, глядя в глаза новорожденного, уже можно предсказать, грозит ему близорукость или нет.
В группу риска входят, прежде всего, дети близоруких родителей. Причем если близорукость есть и у отца и у матери, вероятность того, что она появится у ребенка – очень большая. Скорее всего, в их роду у всех была слабая соединительная ткань. Ведь как работает наш глаз: глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко. Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, – слабая, и со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму. Тогда далеко расположенное изображение не фокусируется точно на сетчатке, и человек видит то, что удалено от него, нечетко.
Младенцы рождаются дальнозоркими. И это норма. Если у ребенка в год дальнозоркость +1, а не +3 диоптрии, как положено, – он претендент на то, чтобы в будущем стать близоруким. Кроме того, кандидаты в очкарики – недоношенные дети, а также часто болеющие ОРЗ, гриппом, пневмониями, те, кто страдает аллергией. У таких детей от болезней нарушается обмен веществ, ухудшается кровоснабжение глаз, меняется структура склеры – она становится податливой, при зрительной нагрузке растягивается и не возвращает яблоку первоначальную форму.
Пять золотых правил профилактики близорукости
Что нам портит зрение – всем хорошо известно, до оскомины. И тем не менее зоркость теряют даже дети с хорошей наследственностью, редко болеющие и физически крепкие. Чем раньше проявится близорукость, тем хуже у нее прогноз. Хотите, чтобы ваш ребенок видел всю жизнь хорошо – или, если уж ему суждено надеть очки, чтобы надел их как можно позже, – соблюдайте пять золотых правил профилактики.
1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – каждые 30 минут. Причем 10–15 минут отдыха не должны заключаться в сидении перед телевизором – лучше побегать, попрыгать, посмотреть в окно, сделать гимнастику для глаз.
Смотреть телевизор школьнику можно только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе, да два-три часа дома – это нагрузка, которую растущий глаз не может выдержать. А близорукость особенно быстро развивается в 7–9 лет (в начале интенсивной школьной нагрузки) и в 12–14 лет (в переходном возрасте).
За компьютером школьник без вреда для глаз может проводить не больше 15–20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, надо разбить ее на части и через каждые 15 минут делать перерыв.
2. Книжку или тетрадь держите на расстоянии 40 см от глаз. Тогда меньше всего деформируется глазное яблоко. Замерьте это расстояние, покажите ребенку, как он должен сидеть.
3. Закаляйте ребенка, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис… Все виды спорта, где минимальна опасность травм головы, для глаз хороши. А травмы головы могут ухудшить уже существующую близорукость.
4. Кормите ребенка полезными для глаз продуктами. В их число входит творог, кефир, отварная рыба, говядина и говяжий язык, индюшатина, крольчатина, морковь, капуста. Чаще давайте ему чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп. Также для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция – кальций с витамином D, с фосфором.
5. Не учите детей читать раньше 5 лет, не отдавайте в 6 лет в школу – цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7–8 годам. Среди тех, кто пошел в первый класс в 6 лет, в три раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет. Не сажайте малышей перед телевизором раньше 3 лет – только к этому возрасту зрение у детей становится нормальным, не позволяйте играть на компьютере раньше 8 лет.
Зачем лечить близорукость, если нельзя вылечить?
Близорукость вылечить нельзя. Но ухудшение зрения – это может быть еще так называемая ложная близорукость: всего лишь ослабление цилиарной мышцы. Ложную близорукость вылечить можно. Главное – вовремя ее застать, пока она не превратилась в близорукость настоящую. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей.
Но даже если уже началась близорукость необратимая, ее развитие можно приостановить, чтобы зрение не ухудшалось быстро.
Сейчас есть хорошие методики лечения близорукости. Это и магнитотерапия, и лазерное лечение, и пневмомассаж (специальные очки, которые массируют глаза и улучшают работоспособность цилиарной мышцы), и физиотерапия, и рефлексотерапия.
Гимнастика для усталых глаз
Но пока найдется время, чтобы заняться лечением близорукости или в лечении еще нет необходимости, научите ребенка каждый день в перерыве между занятиями делать гимнастику для глаз и массаж, снимающий зрительную усталость.
Массаж прост и приятен. Он улучшает кровообращение и нормализует глазное давление.
· Ведем боковыми поверхностями больших пальцев от крыльев носа к углам глаз и, не отрывая рук, от начала бровей до их конца – 18 раз.
· Массируем глазные яблоки через веки от внешних углов глаз к внутренним, слегка надавливая, – 18 раз.
· Наносим фломастером на оконное стекло на уровне глаз ребенка метку диаметром в 3 мм. Он отходит от окна на 30 см и смотрит 5 секунд на метку, 5 секунд вдаль на вид за окном. И так 3–5 минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках. Хорошая тренировка для глазной мышцы.
· Рисуем на большом листе бумаги круг диаметром 50 см, а внутри его – расположенную по горизонтали восьмерку. Нужно повесить круг на стену, отойти на удобное расстояние и обводить взглядом восьмерку, начиная от центральной точки, сначала в одну сторону, потом в другую, не отрываясь. В первый день ребенок проделывает это движение два раза. Каждый день добавляйте по одному движению. Доведите гимнастику до 6–8 движений подряд. Вертеть головой во время гимнастики нельзя. Месяц делаете, две недели перерыв, и так далее.
Типичная ошибка
Многие родители считают, что очки, которые прописал ребенку врач, в самом начале развития близорукости носить не надо. Пусть, мол, глаз тренируется, когда смотрит вдаль.
На самом деле очковая коррекция не убыстряет развитие близорукости. Наоборот, когда ребенок все время щурится, напрягает глаза оттого, что видит плохо, близорукость у него прогрессирует быстрее.
Если врач разрешил читать и писать без очков, но прописал их для дали, очки надо надевать, и когда смотришь на школьную доску, и когда идешь в театр, и когда сидишь у телевизора.
Марина Матвеева
Просмотров:
2216
|
Добавил:
Admin
|
Дата:
11.10.2007
|
| |