|
20 апреля 1999 г. в городке Литлтон в штате Колорадо два ученика средней школы Колумбина, вооруженные дробовиками и взрывчаткой, шли в школу, чтобы убивать. Эрик Харрис и Дилан Коллболд застрелили 12 учеников и учителя, а потом застрелились сами. |
Этот случай шокировал не только Америку, но и весь мир. Но ведь и до этого и после были и другие подобные случаи, не получившие столь широкого резонанса, и не только в США. Не так давно в соседней благополучной Финляндии 18-летний подросток расстрелял восемь человек. А разве мало шокирующих историй рассказывается в наших, отечественных СМИ? Почему же подростки сегодня стали более жестокими, чем когда-либо? Почему они именно таким способом решают свои проблемы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, выиграть сражение за молодежь, надо прежде всего установить причины этой проблемы, которая стремительно набирает обороты.
«Многие люди, когда слышат о подростковой жестокости, думают о школьных перестрелках, — сообщается на сайте www.nlm.nih.gov в статье „Насилие подростков“. — Но агрессия включает в себя множество различных действий: драки, кражи, участие в молодежных бандах, самоубийство. Жертвами насильственных действий подростков чаще всего являются их сверстники.
Подростки, склонные к насилию, как правило, вовлекаются и в другие виды преступной деятельности: употребление и распространение наркотиков, ношение оружия и другие „рискованные предприятия“.
Самый опасный фактор риска, на наш взгляд, — поведение друзей и одноклассников. Родители должны знать, где и с кем их дети проводят время, и всячески поощрять здоровое поведение».
Одним из факторов развития агрессии может быть травля, запугивание (bullying), отмечается на том же сайте: «Иногда один или группа начинают преследовать более слабого. Это может быть систематическое избиение, распускание слухов, другие издевательства. Дети, которые попали в такую ситуацию, находятся в состоянии перманентного испуга, избегают ходить в школу, нередко становятся изгоями. В критических ситуациях загнанные в угол подростки, не находя помощи у взрослых, принимают решительные меры. Это может быть ярость, направленная на других, или — самоубийство. Очень часто полученная в детстве травма откладывает отпечаток на всю жизнь». Стоит напомнить, что подростки из Литлтона, по свидетельству одноклассников, были изгоями в своем классе.
«Жестокие СМИ делают наших детей жестокими, — считает Тереза Малколм (NCR Staff, teen-violence.com). — По всей Америке проходит волна чудовищных случаев молодежного насилия. Почему они такие? Почему молодые люди из благополучных семей среднего класса могут творить такие зверства? В списке подозреваемых — видеоигры, телешоу и кинофильмы, музыка и веб-сайты. Все эти „формы популярной культуры“ оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения молодых людей, на их воображение».
На сайте 123helpme.com представлен ряд статей, где высказываются различные взгляды на рассматриваемую проблему.
Влияние музыки. «С тех пор как выяснилось, что в Литлтоне действовали два энергичных поклонника Мэрлина Мэнсона, все общество выступило против агрессивной музыки и ее влияния на молодежь. Хотя известная связь между насилием и агрессивной музыкой есть, другие факторы влияют на подростков гораздо больше. Насилие, изображаемое в кинофильмах и видеоиграх, является более ярким и реалистичным и оказывает намного больше влияния на детей и их взгляд на действительность».
Однако правильно ли возлагать вину только на СМИ, кинофильмы или музыку?
Тема насилия в СМИ. «Насильственные действия — это намеренное использование силы, чтобы принести вред другому человеку. Начиная с 1980 г. проблема подростковой преступности неуклонно растет. По нашему мнению, это происходит из-за увеличения насилия в СМИ, поразительной доступности огнестрельного оружия и нехватки надлежащего руководства дома. Многое нужно сделать, чтобы остановить эту проблему, но начинать надо с семьи».
Огромное значение, по мнению многих авторов, имеют социально-экономические причины: «Жестокие преступления подростков — новое явление в преступном мире. Чем они моложе, тем более порочны, бесчеловечны, абсолютно не боятся наказания, закона. Обычно эти ребята из неполных или так называемых неблагополучных семей. Эти эмоционально травмированные молодые люди зачастую сами являются жертвами физического или сексуального насилия. Жизнь их бесцельна, прошлое не имеет никакого смысла, а будущее — надежды. Потрясают не только необъяснимо зверские преступления, но и отсутствие какого-либо раскаяния. Главная причина, на наш взгляд, не только в самом факте распада семьи, а в том, что за этим следует — в потере отца как опоры семьи и бедности».
«Осознают ли подростки последствия своих преступлений? Ответ зависит от того, какое у них было прошлое, в какой среде они воспитывались? Думается, что подростки совершают преступления вследствие гнева, зависти или чтобы „стать своим“. Подростки, которые живут в агрессивном, враждебном и жестоком доме или районе, часто берут пример со старших, тех, кто уже прошел этот разрушительный путь. Дети должны украсть или убить, и тогда они будут приняты в это сообщество, станут своими.
Часто дети совершают преступление из зависти. Если мальчик или девочка видят у другого что-то, о чем они мечтают, но не могут иметь, то от злости и зависти они могут совершить кражу или убийство. Однако попадая в тюрьму или колонию, подростки превращаются в законченных преступников. Эти дети нуждаются в помощи, в ком-то, кто мог бы поговорить с ними, дать добрый совет. Преступность среди подростков должна быть уменьшена„.
Еще один серьезный фактор современной жизни — различные молодежные группировки, которые отличаются большой степенью агрессивности, зачастую связаны с криминалом, ведут постоянную борьбу за контроль над территорией. Некоторые такие объединения, например, бритоголовые, отличаются ненавистью ко всему чужому, не похожему на них.
“Молодежные банды становятся растущей проблемой в американском обществе. Молодые люди вступают в группировки по разным причинам. Одни не знают, чем заняться после школы, других приводят старшие братья, для некоторых — это игра, о последствиях которой они не задумываются. А ведь, по сути, они разрушают свое будущее„.
“Насилие приводит к насилию», так называется статья на сайте www.focusas.com, «Насилие — это поведение, которому учатся. Дети наблюдают примеры насилия в собственной семье, на улице. А определенные телевизионные программы, сайты, кинофильмы, видеоигры, музыка закрепляют образцы подобного поведения в сознании.
Когда наказание — это единственный способ воспитания, когда дети регулярно подвергаются физическому, а то и сексуальному насилию, или наблюдают такое насилие в семье (например, отца к матери), то не удивительно, что они ведут себя агрессивно по отношению к другим. Если эти факторы устранить, то агрессивное поведение детей можно уменьшить или предотвратить».
Скорее всего, антиобщественное поведение у ребенка формирует не какой-нибудь один фактор или ситуация, а сочетание многих факторов. Некоторые факторы касаются индивидуальных особенностей ребенка, некоторые формируются социальной средой.
О том, как не пропустить в своем ребенке признаки жестокости, посвящена статья «Как относиться к агрессивному поведению детей и подростков» (Understanding Violent Behavior In Children and Adolescents), помещенная на сайте www.nlm.nih.gov.
«Уровень агрессии среди детей и подростков вызывает большое беспокойство. И родители, и учителя должны очень внимательно отнестись к этой проблеме.
Такое поведение часто проявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Родители, как правило, надеются, что маленький ребенок «перерастет» свои недостатки. Однако к проявлению агрессии у ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно.
Диапазон агрессивного поведения
Признаки агрессии включают широкий диапазон поведений: взрывчатый характер, истерики, физическая агрессия, драки, угрозы, попытки причинить другим боль, жестокость по отношению к животным, любовь к поджогам, вандализм.
Факторы, увеличивающие риск агрессивного поведения
Многочисленные исследования показали, что увеличению риска проявления агрессивного поведения способствуют сложные взаимодействия различных факторов таких как: — склонность к агрессии; — пережитое физическое и сексуальное насилие; — домашнее насилие и/или насилие в школе, на улице; — генетический фактор (семейная наследственность); — насилие, пропагандируемое со стороны СМИ (соответствующие телевизионные передачи, кинофильмы, веб-сайты и т. д.); — наркотики и/или алкоголь; — наличие в доме огнестрельного оружия; — неблагополучная семья, такие социально-экономические факторы как бедность, развод родителей, безработица, пьянство родителей и т. д.; — повреждение головного мозга в результате травмы.
На какие тревожные симптомы в поведении детей следует обратить внимание: — вспышки гнева; — частые смены настроений; — чрезвычайная раздражительность; — чрезвычайная импульсивность; — частые разочарования.
Что же делать, если вы заметили у своего ребенка опасные признаки агрессивного поведения? Во-первых, обязательно обратиться за профессиональной помощью, чем раньше, тем лучше. Ребенка необходимо научить справляться со своим гневом. Помните, что за его поведение и последствия этого поведения отвечаете вы. Во-вторых, необходимо выявить и урегулировать первопричину возникновения агрессивного поведения. В первую очередь, необходимо исключить факт насилия по отношению к самим детям — в семье, обществе, через СМИ. Потому что насилие всегда порождает насилие.
Татьяна Кривцова
|