Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 09:21
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2008 » Март » 21

Одни родители придерживаются жесткого распорядка дня для грудничка, другие предпочитают гибкий режим: кормление по требованию, а сон и игры — по желанию малыша. В этом они руководствуются семейными традициями, новомодными тенденциями воспитания, наконец, характером своего крохи.

Обычная история

Лена и Олег еще недавно были приверженцами строгого режима дня. В одной из книг по воспитанию они прочитали, что малыша нужно кормить каждые три-четыре часа и много гулять с ним на свежем воздухе. Их старшая дочь Соня идеально подходила под такой вариант: безмятежно спала 3,5 — 4 часа, просыпалась, кушала, изучала окружающий мир, агукала, а через некоторое время, причмокивая, сладко засыпала. Вечером Олег крошку купал, и примерно в половине десятого она засыпала до утра в своей кроватке.

Когда на свет появился сын Ванечка, Олег с Леной были уверены, что все будет точно так же. Но не тут-то было! Он ни разу не заснул в одно и то же время, не слезал с маминых рук и предпочитал спать только с родителями. Малыша нельзя было назвать капризным, он был веселым и любознательным. Но как ни пытались мама и папа идти по нахоженной тропинке и следовать жесткому режиму, ничего не выходило.

Современные педиатры и психологи соглашаются с тем, что биологические часы малышей бывают настроены по-разному. Раньше, правда, на это не очень обращали внимание. Знаменитый доктор Бенджамин Спок предлагал оставлять малыша в кроватке одного, дать ему возможность как следует накричаться и ни в коем случае ни идти у него на поводу. Потом он, правда, сам пересмотрел свои взгляды. А сейчас, отмечают педиатры Уильям и Марта Сирс, «все больше родителей приходят к осознанию необходимости быть ближе к своим детям». Современная тенденция предполагает внимательное отношение к сигналам младенца.

Правил для всех не существует, и в каждой семье доминирует тот способ ухода за малышом, который подходит именно ему. Некоторые мамы гуляют часами, потому что кроха спит только так. Другие укладывают малыша на балконе и спокойно занимаются своими делами. Определите свои приоритеты и установите режим, наиболее благоприятный для вашего ребенка.

По мнению психологов, постоянное повторение одних и тех же действий в определенное время способствует образованию «динамического стереотипа». То есть обычные действия выполняются почти автоматически, с наименьшей затратой сил. Но важно помнить, что каждый человек независимо от возраста требует индивидуального подхода. А ребенок — особенно.

Живем по режиму

Для многих из нас, особенно на первых порах, важно мнение авторитетных специалистов по проблеме режима и знание хотя бы приблизительных норм, на которые можно ориентироваться. Предлагаем вашему вниманию примерный распорядок дня, представленный в книге «От 0 до 3» специалистами в области детского развития Л. В. Дружининой, К. С. Ладодо, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Н. Д. Тэгай.

«Примерьте» рекомендуемый ими режим к своему ребенку и, если он ему подойдет, руководствуйтесь этими нормами. Но если что-то не получается, ищите свой индивидуальный подход к вашему неповторимому малышу!

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ*

От 1 месяца до 2,5 — 3 месяцев

Первый вариант
6.00 – кормление
6.00 — 7.00 – бодрствование
7.00 — 9.00 – сон
9.00 – кормление
9.00 — 10.00 – бодрствование
10.00 — 12.00 – сон
12.00 – кормление
12.00 — 13.00 – бодрствование
13.00 — 15.00 – сон
15.00 – кормление
15.00 — 16.00 – бодрствование
16.00 — 18.00 – сон
18.00 – кормление
18.00 — 19.00 – бодрствование
20.45 – купание
21.00 – кормление
19.00 — 6.00 — ночной сон
24.00 (или 3.00) – ночное кормление
    Второй вариант
6.00 – кормление
6.00 — 7.00 – бодрствование
7.00 — 9.30 – сон
9.30 – кормление
9.30 — 10.30 – бодрствование
10.30 — 13.00 – сон
13.00 – кормление
13.00 — 14.00 – бодрствование
14.00 — 16.30 – сон
16.30 – кормление
16.30 — 17.30 – бодрствование
17.30 — 19.45 – сон
19.45 – купание
20.00 – кормление
20.00 — 21.00 – бодрствование
21.00 — 6.00 – ночной сон
23.30 (или 2.00) – ночное кормление

Примечания:

  1. Если ребенок утром просыпается раньше или позже указанного времени, соответственно изменяются часы кормлений, дневного и ночного сна, но сохраняются интервалы между кормлениями, длительность сна и бодрствования.
  2. В течение этого возрастного периода длительность бодрствования увеличивается от 30 — 40 мин. до 1,5 ч.

От 2,5 — 3 до 5 — 6 месяцев

6.00 – кормление
6.00 — 7.30 – бодрствование
7.30 — 9.30 – сон
9.30 – кормление
9.30 — 11.00 – бодрствование
11.00 — 13.00 – сон
13.00 – кормление
13.00 — 14.30 – бодрствование
14.30 — 16.30 – сон
16.30 – кормление
16.30 — 18.00 – бодрствование
18.00 — 19.45 – сон
19.45 – купание
20.00 – кормление
20.30 — 6.00 – ночной сон
23.30 (или 2.00) – ночное кормление

От 5 — 6 до 9 — 10 месяцев

7.00 – кормление
7.00 — 9.00 – бодрствование
9.00 — 11.00 – сон
11.00 – кормление
11.00 — 13.00 – бодрствование
13.00 — 15.00 – сон
15.00 – кормление
15.00 — 17.00 – бодрствование
17.00 — 19.00 – сон
19.00 – кормление
19.00 — 21.00 – бодрствование
20.30 – купание
21.00 — 7.00 – ночной сон
23.00 – ночное кормление

От 9 — 10 месяцев до 1 года

Первый вариант
7.00 — 7.30 – подъем, туалет
7.30 – завтрак
8.00 — 9.30 – игра
9.30 — 12.00 – сон на воздухе
12.00 — 12.30 – обед
12.30 — 15.00 – игра, прогулка, занятия
15.00 – полдник
15.30 — 17.00 – сон на воздухе
17.00 — 18.30 – игра
18.30 – купание
19.00 – ужин
19.30 — 20.00 – игра
20.00 — 7.00 – ночной сон
    Второй вариант
6.30 — 7.30 – подъем, туалет
7.30 – завтрак
8.00 — 9.00 – игра
9.00 — 11.30 – сон на воздухе
11.30 — 12.00 – обед
12.00 — 14.00 (14.30) – гра, прогулка, занятия
14.00 (14.30) — 16.00 – сон на воздухе
16.00 – полдник
16.30 — 18.30 – игра, прогулка, занятия
18.30 – купание
19.00 – ужин
19.30 — 6.30 – ночной сон

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Первый вариант
7.00 — 7.30 – подъем, туалет
7.30 – завтрак
8.00 — 10.00 (10.30) – игра, прогулка
10.00 (10.30) — 12.30 – сон
12.30 – обед
13.00 — 15.30 – игра, прогулка
15.30 – полдник
16.00 — 17.30 – сон
17.30 — 19.30 – игра, прогулка
19.30 – ужин
20.00 — 20.30 – спокойная игра
20.30 – купание
21.00 — 7.00 – ночной сон
    Второй вариант
6.30 — 7.00 (7.30) – подъем, туалет
7.00 (7.30) – завтрак
7.30 (8.00) — 9.30 (10.00) – игра, прогулка
9.30 (10.00) — 12.00 – сон
12.00 – обед
12.30 — 15.00 – игра, прогулка
15.00 — 16.30 – сон
16.30 – полдник
17.00 — 19.30 – игра, прогулка
19.30 – ужин
20.00 — 20.30 – спокойная игра
20.30 – купание
21.00 — 6.30 – ночной сон

Проследим, как с возрастом меняется количество кормлений, а также время, отведенное на периоды бодрствования и прогулку.

Сколько раз в день ребенок должен питаться:
1 неделя — 6-7 раз;
3 месяца — 6 раз;
6 месяцев — 5 раз;
12 месяцев — 4 раза;
18 месяцев —4 раза.

Сколько времени в день ребенку необходимо гулять:
1 неделя: 10 — 15 минут;
3 месяца: 3 — 3,5 часа в день (2 — 3 прогулки);
6 месяцев: 4 часа;
12 месяцев: 4 — 5 часов;
18 месяцев: 4 — 5 часов (летом в хорошую погоду можно и больше).
Отмените прогулку, если на улице сильный дождь, ветер (15 — 20 м/с), влажность (выше 85%) или холодно (для первой недели и месяца ниже -10 градусов, для дальнейших периодов -15).

Периоды бодрствования в зависимости от возраста ребенка:
1 неделя — 15 минут;
3 месяца — 1,5 часа;
6 месяцев — 2 часа;
12 месяцев — от 2,5 до 3,5 часа;
18 месяцев — от 3,5 часа.

Засыпаем спокойно и с удовольствием

Ребенок очень чувствителен к внутреннему психологическому состоянию родителей. Он прекрасно чувствует, если мама нервничает или чем-то обеспокоена. Приведем несколько советов испанского врача Эдварда Эстивиля, представленных в его книге «Спите спокойно». Когда вы кладете малыша в кроватку, постарайтесь на эти полчаса быть максимально спокойными. Нельзя менять способ, каким вы кладете его в кроватку. Процесс всегда должен происходить всегда в одной и той же (в разумных пределах) последовательности: например, купаете ребенка, потом кормите его, переодеваете памперс на ночь, кладете в кроватку, рассказываете сказку, выключаете свет, желаете «Спокойной ночи!» и выходите. Такой порядок должен повторяться каждый вечер, это дает ребенку уверенность и спокойствие: он уже знает, что случится в ближайшее время, не ждет непредвиденных сюрпризов и чувствует себя в безопасности. Если в разные дни ребенка укладывают разные люди (мама, бабушка, няня и т. д.), взрослые должны договориться между собой — не менять порядок процедур и стараться делать все максимально одинаково.

Сколько часов в день должен спать ребенок?
1 неделя: 16 — 17 часов;
3 месяца: 15 часов;
6 месяцев: 14 часов;
12 месяцев: 13 часов 45 минут;
18 месяцев: 13 часов 30 минут

Ваш ребенок может спать в пределах на два часа больше или на два часа меньше. Если малыш спит меньше нормы, обратите внимание на следующие моменты:

  • он легко раздражается;
  • капризничает;
  • имеет сонный вид;
  • с трудом сосредотачивает внимание, часто бывает невнимательным;
  • с отсутствующим видом смотрит в одну точку.

Если у него наблюдаются какие-либо из вышеописанных особенностей поведения, значит, нужно сделать все для того, чтобы он спал больше. Если не наблюдаются, значит, все в порядке, и ваш ребенок просто нуждается в меньшем количестве сна.

Что касается сна больше нормы, не стоит позволять ребенку превышать норму более чем на два часа — в этом случае лучше осторожно будить малыша, постепенно приучая его к другому режиму.

Как изменить режим дня?

Есть малыши, которые много спят днем, но мало ночью. Или такие, которые охотно засыпают в 7 часов вечера, но в 5 утра уже просыпаются. В таких случаях можно постепенно изменить их режим в соответствии с вашими пожеланиями.

Не давайте малышу спать много днем, даже если вам это удобно. Найдите в таблице, сколько он должен спать согласно возрасту, определите, сколько часов вы хотите, чтобы он спал днем и сколько ночью. Составьте расписание. В любом случае, лучше не давать малышу спать днем больше 2 — 3 часов (если он спит днем уже только 1 раз). Идеально 10 — 12 часов ночью, остальное днем. Например: 18 месяцев: суточный сон 13 часов 30 минут (ночью 11 часов и днем два с половиной часа или ночью 12 часов и днем полтора часа).

Если ваш малыш засыпает в семь часов вечера и просыпается слишком рано, можете постепенно передвинуть ему расписание, укладывая его каждую неделю на полчаса позже. То есть к концу первой недели он будет ложиться в 19.30, к концу второй — уже в 20.00, а третьей — в 20.30. Если полчаса — это слишком резкий сдвиг для режима малыша, сдвигайте сон на 15 минут в неделю (19.00 — 19.15 — 19.30 и т. д.). В любом случае, лучше укладывать его не позже 20.30 — 21.00: привычка ложиться спать поздно в будущем может вызвать серьезные проблемы. Все остальные вечерние процедуры перед укладыванием должны оставаться неизменными.

Маргарита Макарова

Просмотров: 1021 | Добавил: Admin | Дата: 21.03.2008

Медлительный ребенок в школе и дома

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Тучи начинают сгущаться в школе

В первые годы своей жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением тревоги у взрослых. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый. Вот разве что в песочнице всегда пасует перед более шустрыми сверстниками. Да в детском саду воспитательница ворчит: «Все уже давно гуляют, а этот только первый ботинок зашнуровывает». Но пока это лишь мелкие неудобства.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся, и то, что раньше было незначительной особенностью, может послужить причиной серьезных неприятностей. Первые несколько месяцев могут пройти без особых нареканий — ребенок тихий, не конфликтный, а невысокие учебные успехи списываются на трудности адаптации.

Второе полугодие может стать временем неприятных открытий. Весь класс так или иначе приспособился к единому ритму, и только один копуша катастрофически его разрушает — ему постоянно требуются или дополнительное время, или индивидуальные задания. Неописуемый кошмар в его тетрадях — тоже из-за выпадения из общего ритма. Самая трудная для первоклассника работа — освоение письма. Учительница просит найти в прописи определенную точку, и: «Пишем овал, ведем черточку вниз, закругляем петельку…». Все успевают, а медлительный ребенок безнадежно отстает уже в первые секунды. Голос учительницы ему теперь не помогает, как остальным, а мешает, сбивает, ведь она руководит уже написанием третьей буквы, а он в одиночку сражается еще с первой.

Чтение тоже становится испытанием. Во многих школах и по сей день учитель должен предъявить в качестве результата своей работы быстро читающих детей. Вот и торопит ребенка: «Читай быстрей! Что ты застрял на одном слове?», а тот начинает суетиться, вытягивать голову, читать громче… но никак не быстрее.

Когда такого ребенка вызывают к доске, он теряется, сбивается и замолкает, даже если хорошо знает материал. Контрольные работы, как и всякие тестовые задания, вызывающие повышенную нервозность, тоже дают плачевный результат. Над головой несчастного медлительного ученика начинают сгущаться тучи. Учитель жалуется родителям на плохую успеваемость, на невнимательность, безразличие к учебе.

Но если протестировать такого ребенка в спокойной обстановке, скорей всего окажется, что интеллект у него в норме, и со всеми учебными заданиями он справляется хорошо.

Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Чтобы не доводить дело до таких неприятностей, можно своевременно принять некоторые профилактические меры. Прежде всего внимательно присмотритесь к своему медлительному ребенку. (Кстати, медлительными можно считать только тех детей, которые все делают с черепашьей скоростью — ходят, едят, разговаривают, — а не время от времени тянут время, отлынивая от нелюбимых занятий.)

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.

Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.

Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.

Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.

Не спорьте с природой своего ребенка!

Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.

А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.

Не подгонять, а помогать

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.

Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.

Акценты – на достоинствах

В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.

  • Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
  • Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
  • Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
  • Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
  • Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
  • При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
  • Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
  • Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
  • Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
  • Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог

Просмотров: 4435 | Добавил: Admin | Дата: 21.03.2008

Пока взрослые на работе, ребенок, вернувшись из школы, предоставлен сам себе и делает только то, что ему нравится: носится с приятелями, смотрит телевизор, сидит в Интернете…. Полная свобода действий распространяется и на еду. Сухомятка и сладости — вот что чаще всего выбирают дети. Мы подскажем, как изменить их пищевые пристрастия.

Правильный бутерброд

Конечно, традиционные бутерброды из белого хлеба с маслом и колбасой может самостоятельно сделать каждый ребенок. Однако полезного в них ничего нет — одни жиры и калории! Чтобы отучить детей от такой сомнительной еды, возьмите за привычку заполнять хлебницу булочками и батонами из ржаной муки, с отрубями и с наполнителями из цельного зерна. Достаточно положить между кусочками такого хлеба мягкий сыр, паштет или кусочек красной рыбы, добавить нарезанные овощи и зелень и вкусный полезный сэндвич готов. А если вы накануне отварите нежирное мясо, охладите его и нарежете ломтиками, то на следующий день оно с успехом заменит вашему ребенку пресловутую колбасу.

Обязательно держите дома ржаные сухари или сухие хлебцы. Дети любят беспрерывно жевать, сидя перед телевизором или играя в компьютерные игры. Так пусть хрустят еще и с пользой для здоровья. Особенно обратите внимание на те хлебцы, что посыпаны кунжутом или сделаны из нескольких злаков. Дело в том, что кунжут богат витамином Е, который не только улучшает обмен веществ, но и является сильнейшим антиоксидантом, помогая растущему организму защищаться от болезнетворных микроорганизмов и неблагоприятной экологии. А многозерновые хлебцы содержат наиболее полный набор необходимых ребенку минеральных веществ и микроэлементов. Кстати, эти же хлебцы ребенок может использовать как основу для бутерброда — пусть даже с той же самой колбасой, но лучше, если вместо нее в холодильнике найдется холодная домашняя котлета.

Вчерашний суп

Принято считать, что дети ежедневно должны есть первое. Тарелка горячей жидкой пищи якобы является надежным щитом от гастрита и прочих желудочно-кишечных заболеваний. Но это справедливо лишь в отношении только что сваренных супов. А когда блюдо остывает, оно уже не несет в себе практически никакой пользы. Например, в щах из свежей капусты через 3 часа хранения потери витамина С составляют 60%, через 6 часов — 80%. В картофельном супе уже спустя 3 часа аскорбиновой кислоты станет на 40% меньше. А на следующий день после приготовления витамины, которыми блюдо было богато еще вчера, вообще исчезают бесследно.

И еще один аргумент в пользу того, что суп — не самая лучшая еда, которую нужно оставлять ребенку для самостоятельного обеда. Вспомните свое детство. Часто ли вы выполняли наказы родителей «обязательно поесть горячего»? Так что оставлять вчерашнюю еду для разогрева можно только в крайнем случае и при условии, что на кухне есть микроволновая печка. В ней легко подогреть еду порционно — прямо в тарелке, и в отличие от газовых и электрических плит микроволновка не представляет для детей никакой опасности.

Если же вы упорствуете и считаете, что нет ничего лучше супа, тогда позаботьтесь о том, чтобы он был все-таки свежим. Поможет вам в этом «долговарка» — специальная электрическая кастрюлька с программным управлением. В нее можно заложить продукты и дать задание сварить суп… в определенное время. Умная посуда начнет работать прямо в срок и отключится, когда блюдо приготовится. В результате ребенок получит очень полезное кушанье, а вам не надо беспокоиться, что вся вода выкипит и зальет плиту в ваше отсутствие.

Можно попробовать и старинную пуховую баню. Но не для поддержания температуры блюда, а чтобы доварить его. Утром в кипящий бульон закладываете нарезанные овощи или крупу, или замоченные с вечера горох (фасоль), снимаете кастрюлю с огня, на разделочной доске ставите ее на подушку, сверху укрываете чем-нибудь теплым. Детям потом останется только вынуть посуду из укрытия и разлить суп по тарелкам. Таким же образом можно готовить и вторые блюда: каши из цельных круп, овощные рагу. Проблема у этого смелого кулинарного решения только одна — куда все сооружение поставить. С одной стороны, место должно быть легко доступным, чтобы ребенок без труда мог достать свой обед, а с другой — достаточно безопасным, чтобы в процессе игры он случайно не задел горячую кастрюлю.

Длительную сохранность полезных веществ в горячем супе гарантирует и обычный термос. Но и в него лучше заливать слегка недоваренное первое блюдо: за несколько часов оно постепенно дойдет до кондиции. Кстати, если гречневую крупу залить кипятком и оставить на время в термосе, получится отличная каша!

Натюрморт из продуктов

Предположим, вы оставили полный обед своему ребенку в надежде на то, что он обязательно его съест. Увы, дети действуют по собственному сценарию и начинают свою самостоятельную трапезу с того, что первым попалось им на глаза: с печенья, с булки, намазанной маслом, или с пряников. Так что до супа дело может и вовсе не дойти.

Какой выход? Пусть на самом видном месте вашей кухни всегда находятся только полезные продукты, с помощью которых можно и «червячка заморить», и аппетит не испортить перед настоящим обедом или ужином. Например, овощи. Такая еда насыщена полезной растительной клетчаткой, из-за этого ее еще называют «метлой желудка». Она способствует пищеварению и служит основой для процессов брожения, в которых участвуют полезные бактерии, необходимые для нормального усвоения пищи.

Хорошо смотрятся помидоры, нарезанные толстыми кружочками и украшенные капельками майонеза. Также красиво можно оформить и ломтики отварной свеклы, моркови или картофеля. Просто киньте на них то, что есть под рукой: свежий огурец, зеленый горошек, листья салата. Накройте блюдо с закусками прозрачной крышкой — получится очень привлекательно. А еще лучше положите все в меланжницу — тарелку, разделенную бортиками на сектора. В такой посуде очень аппетитно будут выглядеть любые салаты и порезанные овощи. Кроме того, когда ребенок самостоятельно готовит себе блюдо — пусть даже банальный салат — это развивает у него творческую фантазию и добавляет уверенности в собственных силах.

Родителям на заметку

  • Разогретая каша — еда невкусная и бесполезная: витаминов в ней практически нет. Зато в холодном виде из нее получается отличный пудинг, который можно съесть со сметаной или домашним вареньем.
  • Творожная запеканка с изюмом, курагой, тыквой или морковкой, безусловно, хороша с пылу с жару. Но и в холодном виде она не теряет своих вкусовых качеств. Она такая сытная, что может заменить полный обед.
  • Орешки и сухофрукты — неплохое дополнение к ежедневному детскому рациону. Но часто они портят аппетит, а орешки еще и на кишечник действуют не лучшим образом.
  • Ваза с вымытыми фруктами просто обязана украшать кухонный интерьер. Пусть ребенок их ест сколько захочет.

Анна Зеева

Просмотров: 1091 | Добавил: Admin | Дата: 21.03.2008

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz