Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 18:37
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2008 » Январь » 14 » Кэтрин Тейлор. Психологические тесты и упражнения для детей.
Кэтрин Тейлор. Психологические тесты и упражнения для детей.
20:41

Кэтрин Тейлор. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель-Пресс, 2005Желание родителей определить уровень психологического развития ребенка как «соответствие норме» — вполне понятно. Многих волнует, почему родные братья и сестры, растущие в одних и тех же условиях, развиваются по-разному. Видимо, поэтому на книжном рынке появляется обилие «тестов», в аннотациях которых взрослых обещают научить, как определить норму развития и трехлетнего, и пятилетнего, и семилетнего ребенка.

Должна огорчить родителей и воспитателей — норм психологического развития детей нет, нет и тестов, которые позволяют определить «норму» и «ненорму» в определенном возрасте. Более того, те задания, которые есть в подробных изданиях, чаще всего тестами не являются. Иногда действительно встречаются профессиональные тесты, но сложность их интерпретации не объясняется. Даются простые выводы, которые могут ввести в заблуждение родителей и навредить ребенку: взрослый может считать, что выявил реальную проблему, а проблемы может и не быть. Книга, о которой я хочу рассказать, относится к этой категории.

В аннотации к книге написано, что представляемые тесты нужны для того, чтобы помочь родителям «преодолеть образовавшуюся пропасть между ними и детьми… улучшить взаимоотношения, достичь понимания и принятия особенностей ребенка».

Более того, взрослых убеждают в том, что все просто, и даже неподготовленный человек сможет провести тест, следуя инструкциям. «Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка… Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй, торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), отказ отвечать на вопрос, возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено — сигналы какого-то психического расстройства». Правда, дальше автор предупреждает, что «тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд», но вряд ли неподготовленный взрослый обратит на это внимание. Вот пример теста-сказки, цель которой — «выяснить степень зависимости ребенка от единого из родителей или от них обоих».

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Какого типа ответы можно считать нормальными: «он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «полетит к маме, потому что испугался», «полетит к папе, потому что он сильней», «останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания. «Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «погибнет во время падения», «умрет от голода (или от дождя, холода и т.п.)», «о нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и так далее.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения, верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь от своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Автор не говорит, для детей какого возраста предназначено это задание. О какой самостоятельности и умении принимать решения можно говорить, если ребенок дошкольник? Но дальше — самое интересное — интерпретируя текст, автор пишет о том, что психологическая задача развития ребенка от 2 до 3 лет (а значит, тест рассчитан на этот возраст) — «отделение и индивидуализация ребенка». Разные родители могут понять эту задачу по-разному. А если учесть, что существующая тактика общения родителей с детьми далека от «чрезмерной заботы», это указание может быть принято как руководство к действию — одевайся сам, играй сам, займи себя сам, будь самостоятельным. Тогда как в этом возрасте ребенку необходимо активное внимание: с ним нужно говорить, объяснять, рассказывать и читать ему, учить выполнять самые элементарные действия от расстегивания и застегивания пуговиц и шнурования ботинок до складывания кубиков по образцу, действий с предметами, обучения новым двигательным действиям. Тезис автора «в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность» совсем не безобидная ошибка, он настраивает взрослых на повышенные, неадекватные требования к ребенку.

Немало в этой книге и других, столь же сомнительных в интерпретации «тестов».

В разделе «Линия» автор предлагает интерпретации различных линий, которые можно встретить в рисунках ребенка. Следует заметить, этапы формирования графических движений хорошо изучены. Доказано, что четкость, ровность, протяжность линии определяются возрастом ребенка, развитием общей координации движений, индивидуальными особенностями развития мелких мышц кисти, пальцев, руки, способностью правильно (без особого напряжения) удерживать карандаш или ручку, а также зависит от опыта занятий по рисованию или письму.

Однако автор об этом не упоминает, а советует (вне зависимости от всех этих факторов) оценить по линии психологические особенности ребенка. Итак, ровная линия с умеренным нажимом без разрывов и рывков «указывает на решительный характер, ясность мысли и хорошее эмоциональное равновесие». Надо сказать, такую линию ребенок может провести не раньше, чем в 6—7 лет, и то далеко не каждый. А линии, выполненные с большим нажимом, «говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию». «Часто прерываемая линия, — по мнению автора, — свидетельствует о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности». Хочу заметить, что у всех детей 4–5 лет в рисунках прерывистые линии, так как моторика и общая координация движений еще не сформированы. Возможны и индивидуальные темпы созревания этих функций, и больше 35% первоклассников не могут провести длинную, ровную и прямую линию, но это не дает никаких оснований приписывать им те психологические особенности, о которых пишет автор.

Я не буду подробно рассматривать все разделы книги. Возможно, специалисты — психологи и психотерапевты — найдут в ней что-то интересное или полезное. Конечно, и родители могут прочитать ее, но не рекомендую использовать эти тесты для определения особенностей ребенка: избежать ошибок практически невозможно.

Марьяна Безруких

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
 
 

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz