Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 23.04.2024, 17:14
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2008 » Январь » 04

Рребенок не говорит, когда он заговоритИз разговора мам двух полуторагодовалых малышей:

– Представляешь, моя Катька уже говорит целые предложения! Катя, скажи: «Папа пришел домой». (Катя послушно повторяет, занимаясь своими делами в песочнице).

– А мой Димочка  молчит, как партизан. Говорит только «мама» и «дай». Мы и книжки ему читаем, и разговариваем много, особенно брат старший. Может, с ним что-то не так?..

Знакомая ситуация? Почему одни дети начинают говорить раньше, а другие позже? Почему дочь приятельницы в два года уже рассказывает стихи, а мой сынишка говорит три слова с половиной, и то картаво? Ведь он уже такой большой…

Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и что можно с этим делать (или не делать).

Речь ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Младенец до полугода «пробует» голос, растягивая гласные звуки. Такую «речь» называют гулением. Сначала оно появляется как эмоциональная реакция на присутствие матери, потом ребенку уже просто нравится «играть» с голосом, подражая взрослым. По характеру гуления можно догадаться, в каком ребенок находится настроении, нравится ему присутствующий рядом человек или нет. Примерно с 6 месяцев малыш начинает активно «говорить», произносит разные слоги:  ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба и т. д. Некоторые родители радуются: такой маленький ребеночек, а уже говорит. Но это не совсем так. В лепете ребенка нет смысла, он просто пытается подражать речи взрослых и пробует различные звуковые сочетания, что доставляет ему безмерное удовольствие. Примерно в год ребенок начинает говорить отдельные слова, у него появляется «автономная» речь (не похожая по звучанию и по смыслу на «взрослую»), затем слова обычной речи, а к двум годам малыш составляет предложения из двух-трех слов. К трем годам ребенок произносит длинные фразы, рассказывает стихи, пересказывает сказки, его словарный запас составляет примерно 1000 слов. Так выглядит развитие речи «по учебнику». Но, как известно, индивидуальное развитие ребенка может значительно отличаться от среднестатистических данных.

 Вовику (так его называют мама и бабушка) четыре года. Бабушка рассказывает, что ребенок отказывается ходить в сад, он капризный, плаксивый, писает в постель или на пол, совсем не говорит и к тому же «страшный хулиган». Вовик при этом сидит, положив ноги на стол, плюется в психолога,  делает «устрашающие»  гримасы и грозит кулаком. Примечательна реакция бабушки на эти выходки: «Во-о-о-о-вик, ну разве так можно?» – при этом ничего, кроме гордости за Вовика, в голосе не слышно.  Спрашиваю, беспокоит ли родителей тот факт, что ребенок в четыре года не разговаривает. Бабушка отвечает, что нет, не беспокоит, они понимают его и без слов (он обычно обходится несколькими словами: «уйди», «мама» и дай»).

Далее выясняется, что Вова – младший ребенок в семье, избалованный огромным количеством игрушек и сладостей (у него всегда в кармашке конфетки), но не избалованный вниманием родителей и 16-летнего брата (обычно общение с ребенком проходило в форме «посылания его подальше» и запугивания «бабаями» и «мамаями»,  чтобы не мешал и вел себя хорошо). Естественно, что в таких условиях ребенок к четырем годам совсем не умеет играть и адекватно общаться со сверстниками в саду и с другими взрослыми (интересно, захотели бы вы разговаривать, если вас каждые две минуты «просят» помолчать?).  Первые несколько занятий Вова с неподдельным интересом наблюдал, как я играю, при этом я постоянно проговаривала, что я делаю, задавала ему вопросы, комментировала его эмоциональные реакции.  Если я слишком настойчиво пыталась подключить его к игре или добивалась хоть какого-то внятного слова, то он плевался и прятался под стол. Примерно через три занятия ребенок заговорил, причем речь его была очень эмоциональной, быстрой, он говорил очень много, торопясь, проглатывая звуки. Это случилось в тот момент, когда мы разбирались с его страхами, с теми самыми «мамаями».

После того как Вова заговорил, у него пропали невербальные сигналы его страхов – энурез, гримасы, плевки, он начал ходить в сад и потихоньку общаться со сверстниками, без слез и драк.

Дальше началось самое интересное. «Внезапно» заговоривший ребенок стал рассказывать о том, что родители постоянно ругаются между собой, ругают его, старшего брата, а старший брат тоже кричит и дерется с ним. На этом этапе к работе подключилась мама (до этого она пряталась за глянцевыми журналами и с улыбкой рассказывала, что в семье все хорошо, просто вот младшенький немного «странный»). Мама признала, что семейная ситуация тяжелая, «деньги есть, а счастья нет», и все срываются на младшем ребенке. В данном случае была проведена работа с мамой (папа отказался от общения с психологом). А Вова через полтора месяца стал говорить, как и все «обычные» четырехлетние дети.

 Но ведь бывает и так, что «молчат» дети, растущие в благополучных семьях, у заботливых родителей, и такие родители обеспокоены сложившейся ситуацией.

Никиту на занятия с психологом привела мама. Ее тревожило и волновало то, что мальчику уже почти три года, а он почти не говорит («мама», «папа» и «ав-ав» не в счет). Мама оказалась начитанной, она знала, сколько слов ребенок «должен» говорить к трем годам, тем более что старший сын, по ее словам, в этом возрасте уже вовсю разговаривал и даже пробовал читать. Никита – развитой мальчик:  он плавает, умеет кататься на двухколесном велосипеде, на картинках показывает все предметы, о которых его спрашивают, может собрать и разобрать из конструктора модели машины, вертолета и т. д. На консультацию его привели в памперсе – «на всякий случай, он ведь маленький».

В данном случае меня заинтересовал не столько «молчащий» ребенок, сколько отношение мамы к тому, что он так мало говорит. Оно было двойственным: с одной стороны, это ее устраивало, потому что Никита для нее был «маленьким», эдаким младенцем-трехлеткой. С другой стороны, ее беспокоило, что развитие речи ребенка отстает от книжных стандартов и не выдерживает сравнений с первым сыном. Для начала мы поговорили о том, что сравнивать двух детей, даже родных братьев – неблагодарное занятие, потому что у каждого ребенка свои таланты и интересы. Старший не может сделать и половины кувырков, которые младший выполняет с ловкостью акробата, зато младшего не интересуют книжки с картинками и рисование, которыми так увлекался старший. Затем мы пришли к выводу, что Никита отлично справляется с ролью «младенца»:  он спит в памперсе, ночью пьет молочко из бутылочки, днем спит на улице в коляске  и упорно «не умеет» говорить. Мой вопрос о том, хочет ли она как-то изменить эту ситуацию, начать общаться со своим ребенком немного по-другому, поставил ее в тупик. Иногда так тяжело бывает признать, что твой ребенок растет… Результатом «отделения» мамы от Никиты стало поступление ребенка в детский сад. Через пару месяцев он уже бодро рассказывал стихи на садовском утреннике, а мама счастливо улыбалась, слушая свое «взрослое» чадо.

 Даже из этих двух случаев видно, что факторы, которые могут повлиять на развитие речи ребенка, весьма разнообразны. Это может быть и недостаточное общение с ребенком, игнорирование его потребностей, и детские страхи, и общение, не соответствующее  возрасту ребенка. В практике нередки случаи, когда дети с небольшой разницей в возрасте общаются специфическим образом: старший ребенок, как и родители, прекрасно понимает невербальные проявления младшего и его «автономную» речь, тем самым невольно замедляя речевое развитие младшего ребенка (хотя играют и разговаривают с ним большую часть дня).

Конечно, если вашему ребенку исполнилось три года, а он не начал говорить, и при этом вас беспокоят какие-либо особенности его поведения (плохо спит, ест, гримасничает, обгрызает ногти на руках и ногах, ест волосы и т. д.), то лучше обратиться к специалистам: психологу и логопеду. Если же ваш ребенок начал произносить свои первые слова и фразочки чуть позже сверстников (несмотря на то что вы много с ним общаетесь, читаете книжки с картинками, играете в куклы) –  это не повод для тревоги. Понаблюдайте за своим малышом: возможно, ему просто нравится упражнять другие навыки: лазать по лесенкам, конструировать. А в умении говорить ребенок быстро догонит своих ровесников. Но чуть позже.

 Cветлана Гани

Просмотров: 1644 | Добавил: Admin | Дата: 03.01.2008

Что бы ни говорили о нашей образовательной системе, а все же современным школьникам можно позавидовать. Образовательных возможностей у них гораздо больше, чем в свое время было у их родителей. И формы учебы могут быть самыми неожиданными. Яркий тому пример – дистанционное обучение в Интернете. Еще пять лет назад сама мысль о том, что можно не ходить в школу, а учиться в сети, показалась бы странной. Сегодня у нас появились интернет-школы, в которых можно освоить учебную программу или отдельные предметы при помощи электронных систем обучения.

Дистанционное обучениеУченик и учитель: встреча в Интернете

Интернет-школа «Просвещение.ru» – первая дистанционная школа, прошедшая лицензирование и государственную аккредитацию. Здесь любой желающий может изучить программу 10-го и 11-го классов, штудируя сетевые уроки и выполняя комплекс заданий. По итогам экзаменов выпускникам выдается аттестат государственного образца – точно такой же, как в обычной школе.

Учиться дома, за собственным компьютером, – не значит «в одиночку и как попало». В интернет-школе «Просвещение.ru» с учениками занимаются многочисленные специалисты. Как и в обычной школе, здесь есть учителя по всем предметам. Они консультируют учеников в онлайн- и офлайн-режиме, задают домашние задания и проверяют их, проводят контрольные работы. В электронный журнал выставляются оценки за тесты, домашние задания и контрольные работы, из которых складывается итоговая оценка по предмету. Специальный сотрудник – педагог-куратор – помогает ученикам отрегулировать учебный режим, взаимодействовать с преподавателями. Работа педагога-куратора во многом схожа с деятельностью классного руководителя, он поддерживает связь и с родителями. В интернет-школе есть психолог, с которым желающие могут анонимно поделиться личными переживаниями и получить квалифицированный совет. Наконец, у каждого ученика есть виртуальные одноклассники. С ними (как и с учителями) можно общаться при помощи личных сообщений и форумов, встроенных в систему.

Учиться в интернет-школе не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы достичь хороших результатов, нужно заниматься весьма интенсивно. Свобода – великий соблазн, и требуется известная сила воли, чтобы заставлять себя работать, когда учитель не стоит над душой, а в ушах не звенит звонок. Зато старшеклассник может самостоятельно распределять свое время, выбирать часы учебы – хоть днем, хоть ночью. Ему не нужно тратить время на утомительные поездки в транспорте. Если не складываются отношения с учителями или одноклассниками, дистанционное обучение – тоже выход из положения.

Профиль в ассортименте

Система дистанционного обучения интернет-школы особенно востребована при переходе к профильному обучению. В ближайшие годы всем российским школьникам должна быть предоставлена возможность изучать любые предметы на профильном уровне. А это могут обеспечить далеко не все школы. Ведь профиль – не просто углубленное изучение предмета, а еще и особые методики преподавания, гибкий подход к каждому учащемуся, формирование деловых компетенций, которые школьник сможет использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Далеко не все учителя овладели этими новыми методами. Подавляющее большинство учит по старинке, повторяя сложившийся в течение многих лет сценарий. Вдобавок профильное обучение подразумевает работу в малых группах, а не в большом классе – чтобы учитель мог уделить больше внимания каждому ученику, и чтобы ученики были сгруппированы по уровню своих знаний. Это означает, что нагрузка на учителя повышается, что школе нужно расширять штат преподавателей, повышать расходы на оплату их труда и т. д.

Все эти проблемы тормозят развитие профильного обучения. Если школа и предлагает своим питомцам профилизацию в старших классах, она обычно исчерпывается двумя или тремя вариантами. Скажем, есть в школе физико-математический и социально-гуманитарный профили – и достаточно. А если ты хочешь посвятить себя химии и биологии? Это уже твоя проблема: придется уходить в другую школу или заниматься дополнительно.

Как же обеспечить всем российским школьникам доступ к качественному образованию, дать возможность изучать то, что им нравится? Технологии дистанционного обучения предлагают решение этой задачи. Специалисты интернет-школы «Просвещение.ru» создали профильные сетевые курсы по 14 предметам и интегрировали их в свою систему дистанционного обучения. Обучение школьников по этим курсам было организовано в двух пилотных регионах проекта – в Челябинской области и Пермском крае. Прошедший учебный год стал первым годом экспериментальной работы.

Школьники начали заниматься по профильным предметам в системе интернет-школы «Просвещение.ru». Преподавателями выступали либо учителя из их «родной» школы, либо педагоги из соседнего общеобразовательного учреждения, межшкольного методического центра, а иногда и из другого города.

Это не дополнительное образование, а основное! Подросток, выбравший для себя такую форму освоения профильного предмета, по-прежнему находится в пределах своего образовательного учреждения: школьную программу он осваивает за компьютером, а его оценки из электронного журнала переносятся в классный журнал на столе у учителя.

Дети зачастую осваивали предметы быстрее, чем за год, так как более организованно относились к учебе. А в апреле, получив итоговую отметку, спокойно готовились к экзаменам и поступлению в вуз.

Сетевые преподаватели находились в непосредственном контакте с каждым ребенком. Готовясь к уроку, они писали сценарии, обдумывали проблемные вопросы, проверяли присланные домашние задания, проводили в режиме онлайн консультации и даже экзамены. Педагоги-кураторы помогали наладить занятия и дистанционное взаимодействие учеников и учителей.

В наступающем 2007–2008 учебном году эксперимент будет продолжен. А еще через год все российские школы смогут воспользоваться профильным ресурсом интернет-школы «Просвещение.ru». Надо надеяться, что к этому времени уже все школы будут обеспечены быстрым Интернетом. И тогда горизонт возможностей школьников станет еще шире…

Просмотров: 1461 | Добавил: Admin | Дата: 03.01.2008

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz