Дети Израиля
Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 28.04.2024, 14:30
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Статистика
Домашняя » 2007 » Ноябрь » 17

Игры с детьмиТак, чтобы было не только приятно, но и полезно.

Есть игры, которые развивают память и внимание, учат читать или считать. А как играть с ребенком, чтобы он научился понимать себя, справляться со своими чувствами, быть инициативным и творческим? Рассказывает психолог Центра помощи подросткам «Перекресток» Ольга Сковычева

Как помочь малышу поверить в свои силы, научить отвечать за свои решения? Оказывается, чтобы достичь этого, родители должны быть открытыми и искренними с ребенком, уважать и принимать его таким, какой он есть, не мешать его активности, уметь выслушать, пойти на компромисс; доброжелательно, но непреклонно устанавливать ограничения, когда этого требуют интересы жизни и здоровья.

Психологи утверждают, что дети развиваются в игре. Очень важны минуты, когда они играют, а взрослый просто находится рядом, не пытаясь руководить и направлять. С. Эйберг и С. Боггс, семейный психотерапевты и авторы многих книг по системной семейной терапии, описали способ совместной игры с ребенком, при котором он чувствует себя на высоте, получает опыт самостоятельного и творческого исследования окружающего мира. Свой способ авторы назвали Направляемое ребенком взаимодействие.

Отставить команды

Основная рекомендация специалистов: играя с ребенком, давайте как можно меньше инструкций и команд. Когда говорите: "Сначала надень на пирамидку красное колечко, а потом - желтое", - вы берете на себя инициативу и заставляете ребенка усомниться в своих силах. Кроме того, может возникнуть психологически сложная ситуация, если ребенок не подчинится. Появятся досада и раздражение из-за того, что он не хочет сделать по-вашему. А ребенок почувствует, что его торопят, мешают его исследовательской деятельности.

Вы спросите, как ребенок научится чему-либо, если не давать ему советов? На самом деле мы часто недооцениваем способности наших детей и даже не проверяем, справятся ли они без наших советов. Наверняка вы замечали, как внимательно дети наблюдают за тем, что вы делаете или говорите. В итоге у них появились слова, фразы или действия, которым их вроде бы никто специально не обучал. А иногда, наоборот, они не могут усвоить то, что им много раз в день повторяют. Специалисты объясняют это сопротивлением воспитательному воздействию родителей и предлагают это сопротивление обходить.

Описывать процесс

Простейший способ для этого: подробно описывайте игру или действия ребенка. Например: "Ты сейчас надеваешь на пирамиду большое красное колечко, а сверху нанизываешь желтое. Оно меньше красного". Таким образом, вы помогаете ребенку сконцентрировать внимание на том, что и как он делает, и одновременно ненавязчиво сообщаете информацию о предметах, с которыми он играет. Называя действия ребенка и описывая игрушки, вы обогащаете словарный запас малыша, организуете его мышление и развиваете речь. Вот увидите, он сам установит логику последовательности нанизывания колечек на пирамидку.

Описывая свои действия, вы способствуете развитию речи и мыслительных навыков ребенка: "Вот смотри, я достаю с полки большую металлическую кастрюлю, снимаю с нее крышку, наливаю из кувшина воду и ставлю на плиту". И далее - весь процесс приготовления блюда.

Критические замечания в игре лучше свести к минимуму. Часто от родителей можно услышать: "Разве так делают куличики!" или "У тебя башня кривая получилась, вот-вот развалится". Такая критика снижает самооценку и создает психологическое напряжение в ваших отношениях.

Не стоит задавать ребенку много вопросов. Например: "А где же у солнышка лучики?" или "Ты что, собираешься раскрасить лягушку красным фломастером?" или "А почему ты не вылепил собачке носик?". Вопросы прерывают свободную игру или речь малыша, направляют их в заданное взрослым русло, вызывают сомнения в себе и своих действиях, лишают инициативы.

Отражать высказывания

Очень ценным в общении с ребенком может оказаться отражение его высказываний. Простое: "Буду с двумями!" - может быть отражено так: "Ты хочешь сегодня плавать в ванне сразу с двумя уточками - белой и серой?". "Ты - бука!" - отражаем так: "Ты, наверное, сердишься на меня за то, что я не позволяю тебе съесть еще одну шоколадную конфету?".

Такое отражение позволяет исправлять ошибки малыша без критики. Тогда неправильные слова и действия не будут связаны в опыте ребенка с вашим недовольством, гневом или отвержением, и он сможет снова действовать, пока не добьется успеха. У ребенка не будет страха перед обучением, поскольку от него не требуют делать все идеально с первого же раза. Если не получится, он попробует заново. Кроме того, отражение высказываний учит правилам поведения в процессе разговора и стимулирует речевое развитие. Отражение - послание ребенку о том, что вы внимательны к его словам и действиям, стараетесь его понять.

Если будете имитировать действия ребенка во время совместной игры, это скорее будет воспринято как одобрение и поддержка, отлично скажется на самооценке и сделает ребенка более восприимчивым к тем моделям поведения, которые демонстрируете вы. Например, если вы, как и он, начнете строить башню из песка, малыш обязательно возьмет на вооружение некоторые ваши "строительные приемы". Он может перенять способы сервировки стола, если вы вместе устроите игрушечный обед. При этом важно не подавлять ребенка своей виртуозностью, а демонстрировать в совместной игре те навыки, которые он способен усвоить. Лучше разбивать сложные действия на более простые, чтобы ребенку было легче их освоить.

Игнорировать капризы

Когда вы играете с ребенком, очень важно демонстрировать радость, удовольствие от игры с ним: "Здорово у тебя получается прыгать на мяче"; "Мне нравится дом, который ты нарисовал, в нем, наверное, удобно жить"; "Ты очень старалась, чтобы сложить эту картину из мозаики, она получилась яркой и необычной". Таким образом, можно закрепить желаемые формы поведения малыша, повысить его инициативность и настойчивость. Он охотно будет браться за разные игры и дела, даже совсем для него новые. Вы укрепите ваши взаимоотношения и самооценку сына или дочери.

При этом дети - очень тонкие психологи. Они замечают, что внимания взрослых легче добиться плохим поведением и часто пользуются этим. В таких случаях стоит игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание неправильным поведением. Тогда вам не придется его обвинять и ругать. А он, скорее всего, оставит бесплодные попытки обратить на себя внимание с помощью капризов и попробует что-нибудь другое.

Просмотров: 1413 | Добавил: Admin | Дата: 17.11.2007

Наступили холода, а вместе с ними детей начали одолевать простуды. Маленькие дети часто болеют — в среднем 10–12 раз в год. А если ходят в детский сад или школу, то могут еще чаще, потому что заражаются друг от друга.
Но в каждом классе все-таки есть один-два крепыша, которых простуда не берет. «Вот счастливчики!» — говорят их мамам другие родители. Между тем родители таких здоровячков отлично знают, что под лежачий камень вода не течет. Здоровый образ жизни и профилактика болезней с помощью природных средств — вот довольно простое средство, которое помогает малышам и взрослым.

Стоп, микроб!

Микробы и вирусы вызывают 80% всех простуд и ОРЗ. Но и на этих вредителей управа найдется. К примеру, они как огня боятся обычного чеснока. Фитонциды, которые выделяет чеснок, способствуют выработке интерферона. Интерферон не дает вирусу залезть внутрь клетки и начать размножаться. Таким образом, микроб бесславно гибнет и удаляется из организма с помощью, например, простого «Ап-чхи!». Итак, первое средство найдено. Возьмем дольку чеснока, мелко порежем и оставим блюдечко в детской комнате на ночь. Можно мелко нарезать чеснок, ошпарить кипятком заварочный чайник, бросить туда чеснок, закрыть крышку. Пусть ребенок вдыхает ртом, а выдыхает носом. Эта ингаляция предотвратит простуду. Процедуру повторяйте по 2–3 раза в неделю (но не чаще одного раза в день).

Что еще можно предпринять в сезон простуд?

  • Промывайте носоглотку ребенка 0,85–1%-ным раствором поваренной соли после прихода с улицы или из детского сада.
  • Смазывайте наружные отделы носовых ходов оксолиновой мазью.
  • Давайте ребенку витамины. Утром и после детсада или школы добавьте малышу настойку элеутерококка в чай (по одной капле на каждый год жизни, но не более 10 капель в стакан). А на ночь — настойку пустырника в той же дозировке. Курс — 15 дней.
  • Отправляя малыша в садик (а ребенка постарше — в школу), можно наклеить ему на ступни снизу, между пяткой и пальцами, перцовый пластырь. Сильно жечь он не будет, зато будет стимулировать рефлекторные зоны ступни, вызывая приток крови к пяткам. Ноги мерзнуть не будут! На ночь пластырь снимайте.
  • Хороши ингаляции с содой и паровая баня. Эти процедуры способствуют тому, что ворсинки, выстилающие верхние дыхательные пути, легче и быстрее выведут из организма микробы.
  • Если ваш ребенок пообщался с больным сверстником, промойте его нос, оставьте чеснок у кровати на ночь. Если контакт был продолжительным, посоветуйтесь с врачом.
  • После купания растирайте малышам ножки согревающей мазью, укладывайте их спать в носочках.
  • Отличное народное средство для профилактики простуд — облепиха. Сделайте из нее протертое пюре с сахаром, ребенок съест его с удовольствием — и вкусно, и полезно.
  • Перед или после контакта с больными закапывать нос смесью сока лука и подсолнечного масла, в соотношении 1:8.
  • Если ребенок кислый, и вы чувствуете, что вот-вот он заболеет, хорошо намазать ступни йодом (между пальчиками тоже) и надеть носочки.
  • В период эпидемий очень полезно меньше есть.
  • И, конечно, лучшая профилактика — закаливание, правильное питание, гуляние.

Мамина школа

А вот простые правила профилактики заболеваний, которые каждый ребенок 4–5 лет может выполнять самостоятельно, если его этому научить:

  1. регулярно мыть руки;
  2. одеваться по погоде;
  3. принимать душ, если замерз или вспотел;
  4. сообщать родителям о болезнях друзей в саду или школе.

В период эпидемий родители могут научить ребенка этим нехитрым действиям:

  1. самостоятельно есть чеснок или делать «ладанку» из киндер-сюрприза, куда прятать чесночную дольку;
  2. мазать для профилактики нос оксолиновой мазью, когда надо выйти на улицу или идти в детский сад или в школу.

А если все-таки заболел?

Ребенок простудился или начинает хлюпать носом? Прежде всего вызывайте врача — вы не знаете, что это за болезнь, необходим точный диагноз. Почти все зимние болячки вызваны вирусами. Вирусы чаще всего виноваты в появлении насморка, частого и глубокого кашля (бронхит), воспалении слизистой горла и в затруднении дыхания. Вирусы поражают голосовые связки (ларингит) или дыхательное горло (трахеит), а также могут поражать и то, и другое (круп). Обычно вирусные инфекции проходят даже без медикаментозного лечения (антибиотики не помогут ребенку поправиться, поскольку они не уничтожают вирусы).

Как облегчить состояние ребенка до прихода участкового врача?

  1. 1. Желательно очистить организм — поставить клизму. Дело в том, что при высокой температуре усиливается всасывание токсических веществ, которые накапливаются в нижних отделах кишечника. Очищая его, мы предохраняем детский организм от отравления этими веществами. После такой клизмы ребенок почувствует себя лучше, а температура, скорее всего, упадет примерно на один градус. Ни в коем случае не ставьте просто водяную клизму! Возьмите 1-2 чайные ложки соли и растворите их в стакане теплой воды (холодная вызывает спазмы и боль!). Детям до шести месяцев достаточно ввести 30–50 мл этого раствора, детишкам от полугода до полутора лет — 70–100 мл, дошкольникам и школьникам — до 120-150 мл.
    Если у ребенка заболевание кишечника, то лучше сделать клизму с раствором ромашки (как приготовить настой, смотрите на упаковке). Для малыша настой лучше смешать с подсолнечным маслом. Дозировка — та же, что и в случае с соленым раствором.
  2. Давайте ребенку обильное теплое питье и проветрите комнату до 18 градусов. При этом сам ребенок должен быть в тепле.
  3. После горячей ванны разотрите ребенку грудку и спину растопленным теплым медом. Но это — если на мед нет аллергии.
  4. Кормите заболевшего ребенка поменьше, старайтесь исключить или поменьше давать молочные продукты, жирное, мучное. Предложите ему вареные или протертые сырые овощи, фрукты, рыбу.

А вот что рекомендует врач-педиатр Ада Михайловна Тимофеева:

  • Не смешивайте лекарственные и нелекарственные методы лечения. Например, если вы сделали ребенку влажное обертывание, чтобы снизить температуру, не давайте ему еще и парацетамол.
  • Когда температура снизится, сделайте ребенку теплые «сапожки» (можно насыпать горчицы в шерстяные носки), положите теплую грелку к ногам, поставьте горчичники. Или сделайте масляный компресс: растительное масло нагрейте до температуры 40-45 градусов, смочите в нем холщовую тряпочку, оберните грудку ребенка, а поверх зафиксируйте такой же тканью и теплым шарфом.

Закаляйтесь!

Существует еще одна, довольно распространенная точка зрения: чем меньше мы кутаемся и ведем тепличный образ жизни, тем реже болеем. В подтверждение ее врач-педиатр Михаил Кукулевич рассказал вот такую историю:

«В семье моих друзей родилась тройня — два мальчика и девочка весом в 1300, 1100 и 1050 граммов. Родители были уже в возрасте. Оба — кандидаты наук, активно и много работающие. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину: трое двухлетних озорников спали после обеда в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. А на дворе стоял ноябрь.

"Ребята, просыпайтесь!" — скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы. Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: "Как вы на это решились?" — "У нас не было другого выхода!" — честно ответили они.

Я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше. Тем более если ему предстоит рано пойти в детское учреждение».
 
Маргарита Макарова
Просмотров: 1564 | Добавил: Admin | Дата: 17.11.2007

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz